еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Флюгер компасу не товарищ!

    С детства нас приучали  говорить правду и ни кого не обманывать. Как бы кто ни пытался скрыть что-то от других, рассказывая всякие небылицы, рано или поздно все тайное становится явным. И от этого человеку, пытавшемуся спрятаться за неправдой, станет только хуже. Очень емко эту мысль изложил шестнадцатый президент Соединенных Штатов Авраам Линкольн: «Можно всё время дурачить некоторых, можно некоторое время дурачить всех, но нельзя всё время дурачить всех».    

    Понятно, что не все успели познакомиться с крылатыми выражениями известных исторических личностей. В наш компютерно-айфоновый век многие уже и читать разучились. Вот и продолжают те, которым не по вкусу мудрость предков, правду подменять выгодой. Да еще и других поучать. За примерами далеко ходить не надо.

    «Новая метла метет по-новому»

    Тридцать лет трудилась на благо курортного региона организация «Кавминкурортресурсы». Добывала разнообразные природные минеральные воды, проводила мониторинг за состоянием недр, исправно поставляла природные ресурсы в здравницы Кавминвод. Вместе со своим дочерним предприятием  – ОАО «Минеральные воды Ставрополья» - «КМКР» владела лицензией на добычу примерно 70 % всех минеральных вод региона. Самыми главными специалистами в данной организации всегда были гидрогеологи, экологи, химики.

    Так было до тех пор, пока на «Кавминкурортресурсы» не обратили свой взор бизнесмены из Корпорации развития Северного Кавказа. А присмотревшись, поняли, что они имеют дело с «золотой жилой». Ну, а где золотая жила, там обязательно возникает золотая лихорадка, деформирующая не только пространство и время, но и стиль поведения.

    Первым делом, Корпорация разработала для «Кавминкурортресурсов» стратегию развития. Ключевым звеном данного документа стало обоснование необходимости передела рынка бутилированной воды в свою пользу. С этой целью ключевые посты в АО «КМКР» заняли менеджеры, юристы и экономисты, отодвинув на задний план гидрогеологов и экологов. Все дальнейшие события стали развиваться по сценарию, которому более всего подходит название «Нарочно не придумаешь».

    Раньше они отважно боролись за правду

    Многие хорошо помнят, какие страсти кипели при обсуждении проекта технического регламента Таможенного союза на минеральную воду. Суть проблемы заключалась в том, что группа иностранных товаропроизводителей, объединившись в Российский союз производителей безалкогольных напитков и минеральных вод, разработала такой вариант техрегламента, который ставил отечественные компании в заведомо проигрышное состояние. Само собой разумеется, что это вызвало бурю эмоций. Многие тогда выступили против введения нового регламента, ничего, кроме неприятностей, им не сулившего.

    Не остались в стороне и ОАО «Кавминкурортресурсы» и его дочернее предприятие ОАО «Минеральные воды Ставрополья». В сентябре 2014 года на имя председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии Виктора Христенко были направлены соответствующие письма с категорическим возражением против неверного подхода разработчиков техрегламента. Представитель управляющей компании «КРСК», осуществляющей по доверенности руководство ОАО «Кавминкурортресурсы», Вероника Шустрова более всего критиковала завуалированную попытку компании «Вимм-Билль-Данн» (к тому моменту уже ставшей составной частью «Пепси-колы») монополизировать бренд «Ессентуки № 17». Ее возмутило стремление закрепить в тексте техрегламента подмену понятий «географический объект» на «геологический объект», что автоматически переводило в категорию «неправильных» «Ессентуков № 17» минеральную воду, добываемую из скважины № 47 Нагутского месторождения, расположенного в границах географического объекта «Курорт федерального значения Ессентуки».

    Принципиальное несогласие с предложенными «Вимм-Билль-Данном» новациями выразил также генеральный директор ОАО «Минеральные воды Ставрополья» Евгений Левицкий. «Такая подмена приведет к невозможности реализации минеральной воды, добываемой в границах Нагутского месторождения, под названием «Ессентуки». В результате такой редакции только воду, добываемую в границах Ессентукского месторождения, теперь можно будет продавать под наименованием «Ессентуки», очевидно в угоду коммерческим интересам».

    В подтверждение своей правоты Евгений Левицкий изложил краткую историю открытия в 70-х годах прошлого века крупнейшего в Европе  Нагутского месторождения. Геологоразведочные работы по оценке запасов Нагутского месторождения проводились в соответствии с правительственным постановлением «О мерах по дальнейшему развитию городов-курортов Кавказских Минеральных Вод». Утвержденные ГКЗ СССР эксплуатационные запасы  воды типа «Ессентуки № 17»  на Нагутском месторождении в количестве 3 042 куб. м/сутки в 200 раз превышали ранее используемые запасы минеральной воды на Ессентукском курорте. Министр геологии СССР Александр Сидоренко не скрывал своего восхищения по поводу нового месторождения: «Наличие в большом количестве различного типа минеральных вод, ценных для бальнеологического и лечебно-питьевого использования, позволяет рассматривать Нагутское месторождение как уникальное, не имеющее аналогов не только в Советском Союзе, но и за рубежом».

    И вот теперь воду из не имеющего аналогов месторождения, которое еще не так давно рассматривали как призванное обеспечить перспективу развития курорта Ессентуки, предлагали законодательно определить как «контрафактную», «неправильную», «опасную для здоровья», и запретить ей называться «Ессентуками». Само собой разумеется, что недропользователь Нагутского месторождения не мог согласиться с таким «новаторством» и посчитал своим долгом отстаивать свои законные интересы.

    В сентябре 2014 года последовательным защитником права называться «Ессентуками № 17» для минеральной воды,  добываемой из скважины № 47 Нагутского месторождения, выступил заместитель министра по делам Северного Кавказа Андрей Резников.  Его аргументы были предельно четкими и понятными: «Минкавказ считает, что непроработанность вопроса маркировки минеральной воды, делающей невозможным производство и реализацию минеральной воды типа «Ессентуки», добытой на одном из перспективных месторождений Российской Федерации -  Нагутском, под названием «Ессентуки», может привести к дефициту природных лечебных минеральных вод типа «Ессентуки».

    «Кавминкурортресурсы» сделали крутой разворот

    По прошествии чуть менее двух лет позиция Минкавказа, Корпорации развития Северного Кавказа, ОАО «КМКР» и ОАО «Минеральные воды Ставрополья» относительно того, какие «Ессентуки № 17» теперь считать «правильными», а какие – контрафактными, резко изменилась. В один голос все они стали твердить, что местные предприятия под видом популярных марок разливают минералку схожего типа из других скважин. Информация об этом появилась в «Российской газете» 18 и 19 августа 2016 года, то есть в те дни, когда весь православный мир отмечал великий праздник Преображения Господня. Не исключено, что таким образом идеологи борьбы за «чистые» «Ессентуки № 17» хотели подчеркнуть, что с этого момента их взгляды на ГОСТ Р 54316-2011 «Воды минеральные природные питьевые» также преобразились и теперь в свете нового озарения они отказываются от своих прежних убеждений. Каких только аргументов для оправдания своего разворота на 180 градусов они не приводили!

     «Например, в регионе КМВ есть вода, которая по своему химическому составу полностью соответствует «Боржоми», - поделился своими наблюдениями первый заместитель исполнительного директора «КМКР» Максим Агарков. - Конечно, производитель на этикетке не сможет написать «Боржоми», но то, что это вода Боржомского типа – сможет». Ох, и лукавил господин Агарков! Действительно, на Нагутском месторождении имеются скважины № 26 и № 56, из которых добывается минеральная вода, являющаяся аналогом грузинских «Боржоми». Только вот в соответствии со статьей 1516 ГК РФ называться «Боржоми» она не может, так как рядом с указанными скважинами нет географического объекта «Боржоми». Другое дело минеральная вода из скважины № 47. В вышеуказанном ГОСТе она отнесена к одному и тому же гидрохимическому типу – «Ессентуки № 17». Расположена она в границах географического объекта – «Курорт федерального значения Ессентуки». Стало быть, эта минералка имеет все законные основания называться «Ессентуками». Собственно говоря, именно это доказывали ОАО «КМКР» и их кураторы в 2014 году. Получается, что в одном из этих случаев они сказали неправду.

     «Для повышения гарантии качества «Ессентуки № 4» и «Ессентуки № 17» было принято решение об остановке поставок воды этим производителям, - пояснил первый замминистра Минкавказа, председатель совета директоров АО «КРСК» Одес Байсултанов: «Производители, которые попали под данное ограничение, в свою очередь, смогут приступить к разработке собственных торговых марок и новых брендов».

    А как же тогда быть с заявлением замминистра Андрея Резникова, сделанным им в 2014 году, ведь эти высказывания являются взаимоисключающими? Да и предложение остальным бутлегерам разработать собственную торговую марку выглядит, мягко говоря, неубедительным. Во-первых, зачем это делать, тратить огромные деньги на продвижение нового бренда, если в соответствии с законом минеральная вода скважины № 47 может называться «Ессентуки № 17»? Во-вторых, а как же тогда назвать действия ОАО «КМКР», поддержанные их «старшими товарищами», решивших разливать минеральную воду из своей скважины № 70 Железноводского месторождения, включенную в ГОСТ Р 54316-2011 под наименованием «Доктор Гааз» (кстати говоря, по предложению самого же ОАО «КМКР»), «подстроившись» под уже раскрученный бренд «Новотерская»?

    Как бы там ни было, очень печально, что основной недропользователь Кавминвод ведет себя как флюгер в ветреную погоду, каждые два года меняя свое мнение на диаметрально противоположное.

Комментарии ()