еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Россия и Северная Африка: причины бунтов разные - мотивация одна (№ 8 (64) от 1 марта 2011 г.)

Когда народ предъявляет счёт своим правителям, он всегда прав.
Слом системы несменяемости власти – это всегда шанс на развитие демократии, независимо от того, какие силы оказываются во главе, прозападные или антизападные. А уж будет ли этот шанс использован, зависит от граждан, то есть от народа.

И не надо говорить, что дикий народ не дорос до демократии в силу своей отсталости и особенностей национального менталитета. До демократии дорастают тогда, когда перестают бояться, что до неё не доросли. А вот порассуждать о неготовности народа к демократии особенно любят те, кто не хочет, чтобы он вообще когда-нибудь до неё дорос.
И в Северной Африке, и в России имеются общие тенденции – встраивание в мировую капиталистическую систему экономики происходит путём формирования в них  «олигархических семей» и кланов, сросшихся с коррумпированной бюрократией. И именно им для сохранения нужна «стабильность», то есть неподконтрольная обществу авторитарная власть.

СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ?
Оборотной стороной формирования хищной, безответственной и наглой, уверовавшей в собственную безнаказанность правящей власти и в Северной Африке, и в России стал рост нищеты. На другом полюсе – дикое расслоение, обострение социальных проблем.
Происходящее сейчас в Ливии, Египте, в других арабских странах, частично в России – это проявление кризиса всей системы отношений между властью и народом. И для расчистки пути к прогрессу народы этих стран должны «содрать» с себя уродливый паразитический нарост, в который превратилась правящая олигархическая элита.
Сейчас надеются очень многие в России на то, что к власти в странах Северной Африки придут радикальные фанатики.
Надежды такие они взращивают лишь для того, чтобы ещё больше закрутить гайки здесь, в России, и говорить, что, мол, если вот слушать волю народа, то в России тоже к власти придут разного рода радикалы.
На это хочу ответить следующее. Да. При радикальных политических преобразованиях действительно есть вероятность проникновения во власть радикалов. Что ещё более заставляет требовать, чтобы в России были восстановлены свободные выборы и отменена политическая цензура в СМИ.
Ибо не улицы приводят во власть радикалов. А авторитарные правители, засидевшиеся во власти, душащие свободу десятилетиями, – они закрывают дорогу цивилизованному и открывают дорогу улице. А по улице много кто ходит.
Отсюда вывод. Чем в большем тупике политическая система страны и чем более этот тупик властями охраняется – тем более радикальные усилия надо приложить для того, чтобы восстановить конституционные свободы. А значит, более вероятно влияние радикалов. А значит, не радикалам надо прилагать больше усилий для того, чтобы изменения наступили раньше, до того, как в тупике вырастет влияние радикалов.
Демократия – она и в Африке демократия. Мирный протест арабов можно только приветствовать. И стоит пожелать им мудрости, чтобы к власти пришли те, кто приведёт их страны к процветанию, а не  к ещё большему авторитаризму.
Происходящее в Северной Африке действительно может показать россиянам кое-что из их будущего, поэтому, рассуждая о Египте, Ливии, Тунисе, можно говорить о праве народа на восстание.
А если внимательно приглядеться к тому, в каких именно странах и почему происходят самые серьёзные волнения, то можно прийти к выводу, что затронуты те государства, в которых нарушен некий патерналистский консенсус. Основные требования бунтующих в конечном счёте сводятся к недостаточной заботе государства о собственном населении на фоне охватывающего мир продовольственного кризиса . Народы Северной Африки, России желают иного распределения благ. И применительно к этой массе  затронутых нами стран совершенно бессмыслен спор о готовности или неготовности к демократии. Само слово «демократия», как и «народный суверенитет», «права человека», неприменимо для описания устремлений бунтующей ныне массы и политических режимов, в рамках которых этот бунт проходит.
Именно в этой неописуемости бунта привычными для западного общества понятиями и состоит главная параллель с современной Россией. Как ни относиться к нынешнему политическому режиму, объявлять презумпцию правоты народа в любом возможном социальном конфликте не следует уже потому, что надо сначала разобраться в значении слова «народ». Если приглядеться и вслушаться, то получается, что под «народом» понимается как раз то, что исследователи тоталитаризма и называли массой. А совсем не то, с чем связывается понятие народного суверенитета.
В блаженные времена в России у всех, кто трудился, был хлеб – у кого с маслом, а у кого и с икрой. И никто никого не раскулачивал, не экспроприировал, не пытал и не расстреливал.
А сейчас: самодержавие на том же месте, и мы на том же месте, что и сто лет назад, и кричим ему «Долой!» И народ то целует властителям сапоги, то давится на их похоронах, то сочиняет про них анекдоты, то клянчит у них льготы, рублики, услуги ЖКЖ и пр.
И где же оно – «государство социальной справедливости»? В Северной Африке или в России? Кто его видел на этих грешных землях?

ДАЛЕКИ ОНИ ОТ НАРОДА…
Слишком уж часто звучат и там, и у нас речи о безработице, о ценах на продукты, о богачах, которые имеют всё, и о большинстве, которое не имеет ничего. Читайте Маяковского, он глубокий эконом: «Кому – бублик, кому – дырка от бублика, это и есть демократическая республика». На что уж заработаешь, в зависимости от количества извилин и трудолюбия. И арабские диктаторы и родные российские «олигархи» вкупе с  властителями выводят свои капиталы. Выводят, потому что помнят и семнадцатый год в России, помнят про Чили и национализацию медных рудников, можно привести массу других примеров. «Социалка» для них – только лозунги, не больше. Массы видят, что как бы они ни вкалывали, никто из власть предержащих не будет уписывать за обе щеки социалку
И такая  власть  упала быстро в Северной Африке.
Будет ли в подобной ситуации Россия? Не исключено. Мыкается по Европе Лужков с пчёлами и с Батуриной, и будет ли мыкаться вслед за ним Путин с Кони и дарёным щенком? Такой вариант возможен в будущем. Лузеры никому не нужны.
«Едросы» судорожно пытаются удержаться в своих креслах. Ну хорошо, если всё пройдёт по восточноевропейскому сценарию. А если нет? Тогда море крови и кого тогда будет народ умолять взять власть – Немцова, Рыжкова, Зюганова или Жириновского?  Сделает ли народ западный выбор или будет искать следующего диктатора? Если всё случится на следующей неделе, власть перейдёт к коммунистам и национал-демократам.
Уже сейчас многие готовы поменять портреты Путина и Медведева, на Сталина, Ленина, Витте и Милюкова.

АРАБСКИЙ КОЛОКОЛ ГУДИТ И ПО РОССИИ
Что же касается уроков, которые пора учить некоторым засидевшимся у власти лидерам постсоветского пространства, то, надеюсь, этим уже занимаются в Астане и Ташкенте, Душанбе и Ашхабаде, хоть диктаторы там ещё с небольшими стажеми. Не говорю и про Москву…
Одним словом, не спрашивай, по ком звонит «арабский колокол», он звонит по тебе…
Думаю, что первым, кто усвоит эти уроки, станет президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Он уже сообщил об отказе от проведения референдума по продлению его полномочий до 2010 года.
Не стоит испытывать судьбу, даже если вокруг тебя не вспыльчивые арабы… Можно ли было предвидеть падение  арабских режимов? Удивление политологов, вызванное событиями в арабском мире, очень похоже на удивление экономистов, оказавшихся перед лицом финансового кризиса 2008 года.  
Все составляющие присутствовали: безработица, неравенство, репрессии. являющиеся составляющими и для России. И арабские, и российские правители застряли в двадцатом веке. Они не принимали и не принимают в расчёт народ – и вот результаты.
Волнения, охватившие арабский мир, дойдут до многих стран. Стена страха в головах людей, делавших невозможным какое-либо восстание, рухнула. Путь движениям  протеста открыт.
Кроме того, современные технологии придают новый импульс этим движениям. Они наделяют новым лицом гражданское общество, в котором сочетается неприятие авторитаризма и коррупции.

Вячеслав ПЛЕТНЁВ, для « СР» – Спец. корр. газеты «Рубеж», г. Нюрнберг

Комментарии ()