еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Заботы духовные и проблемы мирские

    В России продолжается сбор подписей под петицией о запрете абортов. За короткое время ее подписали свыше 300 тыс. человек, среди которых священнослужители традиционных конфессий и известные деятели культуры. В то же время инициатива подверглась критике со стороны ряда глав федеральных министерств, что в очередной раз подтверждает: далеко не всегда мнение религиозной общественности совпадает с позицией руководителей государственных учреждений.

Цель – миллион подписей

    Инициатива принадлежит активистам движений «За жизнь» и «Православные добровольцы», которые радикально подошли к решению вопроса. В частности, в тексте обращения, вывешенного в сети Интернет, его авторы требуют ввести полный запрет на хирургическое и медикаментозное прерывание беременности, распространение противозачаточных средств с абортивным действием, а так же вспомогательные репродуктивные технологии, «неотъемлемой составляющей которых является унижение человеческого достоинства и убийство детей, находящихся на начальных этапах эмбрионального развития». В качестве своеобразного противовеса говорится о необходимости оказания материальной помощи из федерального бюджета «беременным женщинам и семьям с детьми» (не ниже прожиточного минимума).

    Но это программа максимум, а программа минимум – вывести аборты из системы обязательного медицинского страхования (ОМС). Другими словами, прекратить их государственное финансирование. Эта идея была официально поддержана Патриархом московским и всея Руси Кириллом, а так же видными деятелями Русской православной церкви. Среди тех, кто подписал петицию - митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. «Самим фактом нахождения в системе ОМС аборт утверждается как норма. Но разве может быть нормой убийство ребенка? Церковь никогда не сможет с этим согласиться» - прокомментировал он. Между тем, СМИ поспешили сообщить о том, что аналогичный сбор подписей уже начался в городских храмах.

    На федеральном уровне запрет абортов поддержали верховный муфтий Талгат Таджуддин и главный раввин Берл Лазар. Не остались в стороне так же ряд деятелей культуры: сообщается, что петицию подписали Дмитрий Певцов, Григорий Лепс, Захар Прилепин, спортсмены Евгений Тищенко и Алексей Олейник, другие известные лица. Таким образом, инициатива носит общероссийский характер и сбор заявленного 1 миллиона подписей – всего лишь вопрос времени.

Чиновники собираются с силами

    Затрагивая проблему абортов, стоит говорить о весьма осторожном отношении в нашем обществе к столь щепетильной теме. С одной стороны имеет место активная пропаганда христианских ценностей, с другой – светский характер государственности. Возможно, поэтому отказался от каких-либо комментариев помощник президента Дмитрий Песков. Все происходящее он назвал «общественной дискуссией», а РПЦ – одним из ее участников.

    Официальным лицам понадобилось определенное время на то, чтобы сформулировать светскую точку зрения. В числе первых высказала свои сомнения прессе министр здравоохранения Вероника Скворцова. «Есть определенные нюансы, связанные с возможным переходом абортов в тень, особенно для тех лиц, которые имеют низкий достаток, для несовершеннолетних, девочек, у которых случается такая ситуация. Наша задача, чтобы введение каких-то ограничений не приводило к увеличению материнской и младенческой смертности», - комментировала она.

    Более категоричен министр труда и социальной защиты Максим Топилин, назвавший озвученные требования «несвоевременной позицией». «У нас общество находится в такой точке развития, когда мы не должны запрещать что-то, а нормально с этим работать, объяснять людям, проводить превентивные меры и достигать гораздо более правильных результатов силой убеждения», - заявил министр, добавив, что вреда от запрета будет гораздо больше, чем пользы.

Запретили. Что дальше?

    В итоге общество снова раскололось: на тех, кто взывает к морали и нравственным категориям, и тех, кто делает попытку апеллировать к реальности. Одни находят поддержку со стороны церкви, другие – чиновников и правозащитников. Если рассматривать аргументы, то рациональное зерно есть и у первых, и у вторых. Автор статьи согласен с тем, что аборт – это узаконенное детоубийство, и даже самый нежеланный ребенок имеет право на жизнь. И дело далеко не в религиозных взглядах…

    Но стоит разобраться, какую альтернативу аборту предлагают сегодня как церковь, так и государство. Первая ровным счетом никакой: ее главный довод - отказавшись от операции, вы не совершите страшного греха - убедит далеко не каждую женщину. Все-таки, уровень религиозности в российском обществе сегодня не тот, что был, к примеру, лет сто назад. Но более внятных аргументов мы не услышим. В свою очередь, аргумент о вреде кустарных абортов, равно как и то, что проводиться они будут вопреки любым запретам, звучит вполне убедительно.

    Что сегодня может предложить государство матери-одиночке или многодетной семье? В лучшем случае – «материнский капитал». Хотелось бы поинтересоваться у всех участников дискуссии: знают ли они о том, что ежемесячное пособие на ребенка, достигшего трех лет, сегодня составляет на Ставрополье мизерные 350 рублей? Вот и получается, что россиянок агитируют рожать, не предоставляя им при этом никакой материальной поддержки.
В этом наша главная проблема: выступать с самыми радикальными предложениями, не задумываясь о возможных последствиях. Составить петицию и собирать подписи, конечно, дело хорошее. Гораздо более серьезный шаг – разработка и продвижение законопроекта, не просто запрещающего детоубийство, но гарантирующего материальную поддержку матерей-одиночек и многодетных семей, причем с указанием источников этой поддержки. В тексте петиции есть соответствующий пункт, но этого явно недостаточно. Да и предлагаемого содержания размером в прожиточный минимум, катастрофически мало. В общем, одними разговорами о духовности здесь не обойтись: в первую очередь нужно досконально изучить материальную сторону вопроса.

А в это время у наших соседей…

    Здесь уместным будет напомнить, что в последнее время проблема абортов особенно актуальна в Польше, парламент которой стал местом настоящих законодательных баталий, связанных с проектом закона о введении полного запрета на искусственное прерывание беременности.

    Кстати, сегодня политика в отношении абортов в этой славянской стране довольно взвешенная: операции не запрещены, но для их проведения требуются веские основания. Таковыми, в частности, являются наличие пороков развития у плода, угроза жизни и здоровью матери, а так же беременность, наступившая вследствие совершенного преступления – изнасилования или инцеста.

    Новый законопроект предлагал введение полного запрета абортов и введение уголовной ответственности как для решившейся на операцию женщины, так и для проводившего ее врача. В поддержку документа так же проводился сбор подписей, что и позволило внести его на рассмотрение Сейма. Казалось бы, в такой традиционно католической и консервативной стране, где большую роль в политике играют правые силы, успех законопроекта обеспечен. Несомненно, его авторов вдохновлял пример Венгрии, где ценность человеческой жизни с момента зачатия прописана в Конституции.

    На практике все оказалось иначе: накануне окончательного чтения по Польше прокатилась волна массовых акций протеста. В итоге большинством голосов проект закона был отклонен. И это отнюдь не является показателем роста либеральных настроений среди поляков. Скорее их устраивают те государственные гарантии, которые имеют место на сегодняшний день. А все остальное, включая обещание материальной поддержки матерей - вилами на воде писано.

В поисках компромисса

    В отличие от поляков, российские общественники предлагают не законопроекты, а только петиции. Всем остальным, по их мнению, должны заниматься народные избранники. Закономерный вопрос: а насколько самим депутатам это нужно? Да и подписанием очередной петиции сегодня никого не удивишь, а тем более – не напугаешь. «Пошумят и успокоятся» - примерно так рассуждают те, кому адресованы многочисленные обращения общественности.

    Вспомним, к примеру, о требованиях отменить скандальный «пакет Яровой», за что в рекордно короткие сроки было собрано свыше 500 тыс. подписей. Кто из высокопоставленных чиновников, не говоря уже о принявших закон парламентариях, обратил на это внимание? Пожалуй, в качестве положительного примера можно привести недавнюю инициативу против отмены бэби-боксов, которую всего за две недели поддержали свыше 250 тыс. человек. В итоге законопроект, предложенный госпожой Мизулиной, был отправлен на доработку. Но окончательно с повестки дня он так и не снят.

    Что касается подписавших «антиабортную» петицию представителей духовенства, то их авторитет и влияние не выходят за пределы четко очерченных границ. И на вопросы чиновников о том, откуда брать деньги для поддержки малоимущих семей, они лишь банально разведут руками. На чем в дискуссии можно будет окончательно ставить точку.

    В этой ситуации путь наших польских соседей – четкая формулировка оснований, при которых операция станет возможной и введение ряда законодательных ограничений – вполне мог бы стать шагом, способным удовлетворить чаяния консервативно настроенной части российского общества. Кстати, о системности решения проблемы говорит и детский омбудсмен Анна Кузнецова.

    Однако не следует забывать о том, что даже высокий уровень авторитета католической церкви не помог воплотить в жизнь более радикальный законопроект. Поляки оказались просто не готовы к этому. Наши соотечественники, несмотря на официально декларированные Кремлем «духовные скрепы» к этому готовы еще меньше. Потому одними церковными проповедями о греховности здесь не обойтись. Ведь речь идет не только о религиозной стороне вопроса: есть еще и другая, не менее важная, которую определяют жизненные реалии.

Комментарии ()