еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

За что, избранники, курорт не любите?

Не прошло и пяти лет с тех пор, когда депутаты Госдумы России приняли решение заметно ослабить систему защиты отечественных курортов. Многие ещё помнят, как в предновогодней суете 2013 года всего за каких-то десять дней был принят Федеральный закон № 406-ФЗ, в соответствии с которым лечебно-оздоровительные местности и курорты исключались из категории особо охраняемых природных территорий. Таким образом, законодатель понизил статус курортных территорий и заметно ослабил их способность противостоять алчности и напору разного рода дельцов, которые не преминули воспользоваться предоставленной им возможностью практически беспрепятственно застраивать некогда заповедные территории.

Законодатель на распутье: спасать курорты или ну их к лешему?

После того как возмущённые общественники и курортологи заявили о своём категорическом непринятии такого подхода, явно не способствующего сохранению отечественных курортов, на федеральном уровне решили снять остроту накала и попытаться разобраться в сути проблемы. Для начала было предложено детально проанализировать те трудности, с которыми столкнулся курортный регион Кавказских Минеральных Вод, чтобы, зная проблему изнутри, выработать меры по её преодолению. И вот тогда впервые за несколько десятилетий весь комплекс проблем курортного региона КМВ был рассмотрен на пленарном заседании Совета Федерации, состоявшемся 18 июня 2014 года. Дискуссия получилась довольна жаркая, но выводы сенаторы сделали правильные. Решено было разработать специальный закон, призванный защитить природные лечебные ресурсы Кавминвод и создать благоприятные условия для дальнейшего развития курортного региона. Справиться с поставленной задачей должно было только что созданное Министерство по делам Северного Кавказа. По прошествии трёх лет можно с уверенностью сказать, что сенаторы сильно погорячились, остановив свой выбор на министерстве экономического блока.

Это можно рассматривать как некое недоразумение, но буквально через неделю после исторического заседания Совфеда федеральное правительство внесло в Госдуму проект закона, который во многом перечёркивал выводы и предложения сенаторов и являлся по сути логическим продолжением вызвавшего шквал критики Федерального закона № 406. Депутатов, правда, это нисколько не смутило. И уже в сентябре 2014 года они приняли в первом чтении законопроект № 555658-6, который фактически устранял последние преграды на пути бесконтрольной застройки курортов, перепрофилированию санаториев и декларировал отказ государства от поддержки развития санаторно-курортного комплекса.

Вслед за этим поднялась волна возмущения масштабнее прежней. Законопроект критиковали не только общественники и специалисты курортного дела. Снять с дальнейшего рассмотрения законопроект № 555658-6 потребовала Общественная палата Ставропольского края, которую поддержали коллеги из Общественной палаты РФ. Крайне негативную оценку законопроект получил от Национальной курортной ассоциации, экспертного сообщества.

Депутаты, не шутите с муниципальными нуждами!

О законопроекте № 555658-6, который не критиковал только ленивый, забыли почти на три года. Вспомнили о нём депутаты следующего, седьмого созыва, решив рассмотреть оскандалившийся проект закона в июне 2017 года. Выяснилось, что времени они зря не теряли. Самые спорные моменты из законопроекта скрепя сердце выбросили. К большому сожалению, от этого он не стал менее опасным для курортов.

Проведя три года в мучительных раздумьях, народные избранники решили, что поскольку лечебно-оздоровительные местности и курорты уже не являются «особо охраняемыми природными территориями» (ООПТ), то незачем им оставаться «особо охраняемыми территориями». Правда, как может низведение системы защиты курортов до минимума позволить сохранить их, об этом депутаты предпочли умолчать.

Но и это оказалось ещё не вершиной полёта их творческой мысли. И тогда они решили законодательно закрепить положение о том, что лечебно-оздоровительные местности и курорты вообще не являются землями, а так, неким абстрактным образованием. Именно такие изменения депутаты решили внести в статью 96 Земельного кодекса РФ. А чтобы ещё более развязать руки местным чиновникам, постоянно демонстрировавшим своё негативное отношение к федеральным курортам, народные избранники предложили в новой версии законопроекта № 555658-6 (в той, что предложено рассмотреть во втором чтении) закрепить норму, позволяющую изымать для муниципальных нужд земельные участки, расположенные в границах первой зоны горно-санитарной охраны федеральных курортов. На местах это расценили как подарок судьбы. Муниципальные чиновники и раньше (правда, с опаской) позволяли себе некоторые вольности в отношении первых курортных зон.

То администрация Ессентуков оттяпает половину охранной зоны скважины № 17 и выдаст разрешение на строительство в ней жилого дома. То администрация Пятигорска решит отдать первую охранную зону скважины № 4 под строительство непонятного железобетонного объекта с явно торговым уклоном. Причём сделает это так, чтобы максимально затруднить работу скважины – и многометровый подвал рядом с действующей скважиной разрешит вырыть, и стену здания позволит приблизить вплотную к скважине. Причём это не единичные примеры.

Так вот, если раньше, когда закон не поощрял такую вольницу местных чиновников, они всё-таки умудрялись начудить и поэкспериментировать в первой охранной зоне курорта, то кто же станет сомневаться, что после законодательного одобрения своих некрасивых действий они вдруг станут защитниками экологии курорта и перестанут безобразничать? Да они только спасибо скажут федеральным депутатам и уж наизымают «для муниципальных нужд» столько охранных земель, что мало не покажется.

Чиновники испытывают к отечественным курортам противоречивые чувства

При подготовке ко второму чтению проекта закона № 555658-6 неожиданно выяснилось, что в статье 51 Градостроительного кодекса РФ лечебно-оздоровительные местности и курорты по-прежнему числятся как ООПТ. Это является лишним подтверждением тому, что уже упоминаемый Федеральный закон № 406-ФЗ принимался в спешке. Теперь же возникла необходимость подчистить за ним и убрать огрехи. Конечно же, сложно согласиться с тем, что таким должен быть государственный подход к решению проблем федеральных курортов. Но, увы, такова суровая реальность, и с этим, вероятнее всего, следует смириться.

В рассматриваемый законопроект депутаты умудрились включить несколько опасных положений, которые могут рассматриваться как мины замедленного действия. Чего только стоит норма, в соответствии с которой наши санатории смогут применять в лечебной практике природные минеральные воды и лечебные грязи только при условии, если сведения о них включены в государственный реестр курортного фонда России. Весь фокус в том, что указанный госреестр Минздрав России должен был разработать ещё в 2000 году. Иными словами, федеральное министерство, отвечающее за развитие лечебно-оздоровительных местностей и курортов, за семнадцать лет не удосужилось выполнить Постановление Правительства РФ от 2 февраля 2002 года № 101 – и от этого никому ни жарко ни холодно. При таком отношении к порученному делу остаются сомнения, что Минздрав России сможет своевременно внести в реестр необходимые сведения о природных лечебных ресурсах. В результате чьих-то неумелых действий руководители здравниц могут оказаться перед выбором – отпускать процедуры из минеральных вод, но при этом нарушать закон. Или, наоборот, выполнять все требования закона, но тогда отказаться от бальнео- и грязелечения.

Это на первый взгляд может показаться фантастическим. Зная о специфическом отношении руководства федерального Минздрава к отечественным курортам, исключать ничего нельзя.

Но не всегда министерские чиновники демонстрируют такую неповоротливость, когда заходит речь о курортах. Тот же набивший оскомину законопроект № 555658-6, как выяснилось, рождался в недрах федерального Минздрава. Вот и выходит, как нагадить курорту – так мы первые. А если чем помочь и защитить – так мы подумаем. Некрасиво как-то получается.

Курорты продолжают испытывать на прочность

Ещё одной странностью переработанного законопроекта является включение в него контрольной даты – 1 января 2018 года, не позднее которой уполномоченные Правительством РФ структуры должны утвердить описание местоположения и установить на местности границы округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Интрига состоит в том, что в соответствии с поручением Президента РФ Владимира Путина, данным им по итогам заседания Президиума Госсовета в Белокурихе в августе 2016 года, Правительству РФ надлежало выполнить вышеозначенную работу не позднее 1 июня 2017 года. По имеющейся информации, данный пункт президентского поручения успешно провален. Собственно говоря, как и большинство других поручений. Что же теперь должно произойти такое невероятное, что вдруг найдутся силы и средства (а, главное, появится желание) наконец-то всерьёз заняться установлением курортных зон? Верится с трудом, что жизнь способна преподнести нам такой приятный сюрприз. Тогда возникает закономерный вопрос: «Зачем прописывать в федеральном законе нормы, изначально кажущиеся фантастическими и являющиеся невыполнимыми?».

Маловероятно, что когда-нибудь будет получен вразумительный ответ на такой простой вопрос.

А тем временем испытание на прочность отечественных курортов продолжается. И депутатский корпус, как это ни странно, принимает в таком увлекательном процессе самое активное участие.

Комментарии ()