еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Великая мусорная революция

По мере того, как российские города и прочие малые населенные пункты стали обрастать санкционированными (а в большинстве случаев – несанкционированными) свалками, в сознании чиновников разного уровня стала все настойчивее утверждаться мысль о том, что с этой проблемой необходимо что-то делать. В противном случае недалек тот час, когда разросшиеся до неприличия свалки бытовых отходов, отравляя экологию и убивая все живое на своем пути, могут запросто поставить вопрос о существовании самого человека как биологического вида.

Предвидя такую безрадостную перспективу, неповоротливая бюрократическая машина вдруг стала разворачиваться в нужном направлении, что лишний раз подтвердило справедливость прописной истины: инстинкт самосохранения – великая сила.

29 декабря 2014 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал долгожданный законопроект по внесению изменений в закон «Об отходах производства и потребления». По сути дела, это означало, что политика государства в отношении проблемы сбора и утилизации бытовых отходов кардинально меняется. И если раньше за все, что было связано со сбором, транспортировкой и утилизацией ТБО отвечали муниципалитеты, то теперь признавалась необходимость решения этой задачи в целом на региональном уровне.

Попутно возникла еще одна проблема. Оказалось, что население платит только за сбор и вывоз мусора. А вот за его утилизацию ранее не платило. Решено было исправить сложившуюся несправедливость. На деле это означало только одно – «мусорный» тариф для населения в результате задуманной реформы должен неизбежно вырасти, причем существенно.

С решением поставленной задачи должны были справиться региональные операторы, выбор которых предложено осуществить на конкурсной основе. К операторам предъявлялись довольно серьезные требования, из чего следовало, что не каждая компания, изъявившая желание поучаствовать в регулировании процесса кругооборота ТБО, в конечном итоге имела возможность добиться поставленной цели.

По оценкам аналитиков, в перспективе замаячили многомиллиардные обороты, порулить которыми (естественно, с выгодой для себя) предстояло избранным. Об этом пока не принято говорить вслух, но по своей сути происходящее весьма напоминало возникновение некой монополии. Или, вернее сказать, нескольких монополий, безраздельно хозяйничающих каждая на своей территории.

И вот тогда развернулась нешуточная подковерная борьба за право называться региональным оператором в сфере обращения с ТБО.

В полной мере сказанное выше относится и к Ставропольскому краю.

22 сентября 2016 года правительство региона своим постановлением № 408-п утвердило «Территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными, в Ставропольском крае». Это огромный в несколько сотен страниц документ с приложениями, диаграммами и таблицами. Не каждый желающий способен осилить его. А тем более понять все, что изложено в документе.

Но есть в Терсхеме некоторые положения, ознакомившись с которыми жителям Кавказских Минеральных Вод становится чуточку спокойнее и теплее на душе. В частности, на странице 235 имеются такие замечательные слова: «Учитывая, что на территории Ставропольского края расположена группа курортов федерального значения, особо охраняемый эколого-курортный регион Российской Федерации Кавказские Минеральные Воды, рекомендуется минимизировать поступление отходов из других субъектов РФ с целью уменьшения негативного воздействия на данную территорию».

Трудно сказать, что имела в виду компания-разработчик Территориальной схемы (ООО СА ЭкоТех из далекого города Екатеринбурга), но факт остается фактом – нам рекомендовано не завозить на курортную территорию ТБО из сопредельных субъектов федерации. По правде говоря, ни на Пятигорский мусоросжигательный завод (ОАО «ПТЭК»), ни на два санкционированных полигона ТБО, принадлежащих ООО «Арго», бытовые отходы из-за пределов Ставропольского края и раньше не завозились. Причем делалось это вовсе не из уважения к экологии. Причина была довольна банальной – слишком дорого везти отходы за сотню километров. Но раз умные люди порекомендовали не баловаться этим впредь, значит, так тому и быть.

Правда, такие выводы и рекомендации способны поставить под сомнение весь документ, по которому Ставрополью предстоит жить в ближайшие годы в целом.

Но это пусть остается на совести тех, кто его утверждал.

Утвердив «Территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными, в Ставропольском крае», краевая власть плавно перешла к решению следующей задачи – выбору регионального оператора. Решено было территорию края поделить между двумя. Одному из них должны достаться Кавминводы, а второму – оставшаяся часть Ставрополья, включая краевой центр.

26 апреля 2017 года минЖКХ Ставропольского края объявило о проведении конкурсного отбора на выбор регионального оператора по обращению с ТКО на право заключения соглашения организации деятельности по обращению с ТКО на территории Апанасенковского, Грачевского, Изобильненского, Ипатовского, Кочубеевского, Красногвардейского, Новоалександровского, Петровского, Труновского, Туркменского, Шпаковского районов Ставропольского края, а также городов Ставрополь и Невинномысск. Итоги конкурса планируют подвести 20 июня 2017 года. Тогда станет ясно, кто будет решать мусорную проблему на большей части края в ближайшие 15 лет.

Что же касается кавминводского оператора, то здесь не все так просто и однозначно. По имеющейся информации, чрезмерную активность в решении данного вопроса проявляет мэр Пятигорска Лев Травнев, известный своей оригинальной трактовкой решения проблемы утилизации ТБО на территории федеральных курортов. Как мальчишка, влюбленный в процесс мусоросжигания, побочными продуктами которого являются опасные диоксины и токсичная зола, пятигорский градоначальник спит и видит, как весь процесс утилизации ТБО, образующихся на территории четырех федеральных курортов, плавно замыкается на его детище – ОАО «Пятигорский теплоэнергетический комплекс».

И не беда, что технология сжигания мусора на данном заводе морально устарела, а технологическое оборудования имеет приближающийся к критическим значениям физический износ. Не беда, что в лучшие времена своей жизни завод сжигал не более 110-120 тысяч тонн ТБО в год, а на территории КМВ их образуется более 400 тысяч тонн. Следовательно, при всем желании ПТЭК не способен утилизировать весь объем ТБО. Не беда также, что по своим экономическим показателям ПТЭК находится в предбанкротном состоянии. Следовательно, связывать будущее курортного региона с «умирающим лебедем» по имени ПТЭК не совсем разумно. В этой истории, по мнению инициативного мэра, вероятнее всего, важна слепая вера. Иного объяснения такой настойчивости трудно подыскать.

Но вот что важно. На поверку ключевое звено в предлагаемой схеме обращения с коммунальными отходами на Кавминводах оказалось самым слабым. ПТЭК не выдержал испытания свалившейся на него славы и уже несколько лет с завидным постоянством подает сигналы «SOS».

15 сентября 2016 года, ровно за неделю до того, как правительство Ставропольского края утвердило Территориальную схему, природоохранная прокуратура региона выявила факт грубого нарушения на ОАО «ПТЭК» условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Как оказалось, в период с 10 ноября 2015 года предприятие осуществляло деятельность по обезвреживанию отходов III-IV класса опасности, при этом в нарушение подпункта «а» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I -IV классов опасности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03 октября 2015 года № 1062, оно использовало для выполнения заявленных работ здания, строения, сооружения и помещения, которые не принадлежали ему на праве собственности или на ином законном основании.

Ранее решением Арбитражного суда Ставропольского края от 20 января 2016 года по делу № А63-13677/2015 ПТЭК был привлечен к административной ответственности за аналогичное правонарушение по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, совершенное на том же объекте (пункт 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ). Тогда штраф составил 100 тыс. рублей.

Но это никак не повлияло на руководство мусоросжигательного завода. ПТЭК продолжил осуществлять свою противоправную деятельность несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить ее.

В итоге суд посчитал, что деятельность ОАО «ПТЭК» по эксплуатации объектов недвижимого имущества при отсутствии государственной регистрации прав на них создает угрозу жизни и здоровью людей, состоянию окружающей среды, и вынес решение о приостановке работы мусоросжигательного завода на 60 суток.

Попытка обжаловать данное судебное решение в апелляционной инстанции для заводчан завершилась неудачно. 28 февраля 2017 года Шестнадцатый апелляционный арбитражный суд оставил в силе ранее вынесенное решение.

После этого стали происходить странные события. 21 апреля судебные приставы опломбировали газовые горелки и опечатали въездные ворота на предприятии. Однако спустя неделю приставы также спокойно распломбировали и распечатали их. Свои действия они оправдывали заботой об экологии и соблюдением санитарных норм. Мол, в накопительных бункерах находится ранее завезенный мусор, и, чтобы не произошло какого-нибудь ЧП, его необходимо сжечь. А дальше – снова приостановка деятельности. По всем расчетам получалось, что даже при одном работающем котле накопленные ТБО можно было сжечь максимум до 9 мая. Несмотря на это завод продолжил свою работу и после указанной даты. Масло в огонь подлила информация о том, что на ПТЭК продолжают завозить ТБО не только из Пятигорска, но и из соседних Ессентуков. И все это происходило с молчаливого согласия природоохранной прокуратуры, мужественно боровшейся с нарушителями природоохранного законодательства и выигравшей дело в суде, а также судебных приставов, призванных обеспечить неукоснительное соблюдение вступившего в законную силу решения суда.

Интересен еще и вот какой момент. 28 июля 2016 года Департамент Росприроднадзора по СКФО выдал ОАО «ПТЭК» лицензию № 26 (893) –СТУБ на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обеззараживанию, размещению отходов I -IV классов опасности. На тот момент прошло уже полгода с того момента, как стало известно, что у ОАО «ПТЭК» нет собственного оборудования для выполнения лицензируемой деятельности и на этом основании он не имеет законных прав на ее получение. Тем не менее в Департаменте Росприроднадзора посчитали иначе и лицензию ПТЭКу выдали. Теперь же сотрудники Генеральной прокуратуры РФ вправе поинтересоваться, на каком основании надзорники выдали лицензию мусоросжигательному заводу. Что это было – простой непрофессионализм или мотивы личной заинтересованности? Честно говоря, очень хотелось бы получить ответ на данный вопрос.

Буквально за месяц до выдачи указанной выше лицензии (27 июня 2016 года) Департамент Росприроднадзора по СКФО выиграл судебный процесс против ОАО «ПТЭК», обязав завод заплатить в доход государства около 67 млн. рублей, которые любители сжигать бытовые отходы на протяжении нескольких лет не платили за негативное воздействие на окружающую среду. 19 октября Арбитражный суд Ставропольского края выдал исполнительный лист, и с тех пор судебные приставы все так же безуспешно пытаются взыскать с ОАО «ПТЭК» должок.

А тем временем «светлые головы» мусоросжигательного завода придумали новые хитрые схемы. 3 мая 2017 года ОАО «ПТЭК» обратился в суд с заявлением о приостановке исполнения судебного решения. И это после того, как по аналогичному заявлению 20 февраля 2017 года тот же суд отказал ПТЭКу в рассрочке или отсрочке исполнения судебного решения. Рассмотрение вопроса по существу состоится 6 июня 2017 года. Решение суда многие ожидают с нетерпением.

Не менее интригующе развивается история со взысканием с ОАО «ПТЭК» 67 млн рублей. 24 января 2017 года руководство завода направило в суд иск к администрации Пятигорска с требованием вернуть его из акционерного общества снова в муниципальное предприятие. Непонятно только, как этот процесс может повлиять на уклонение от уплаты долгов акционерного общества. Одно ясно: интрига разворачивается нешуточная. Следующее заседание суда перенесено на 18 июля 2017 года. Без преувеличения, интерес к этому процессу тоже огромный.

И это только малая часть «шалостей», которые позволяют себе ПТЭК и те, кто за ним стоит. Маловероятно, что с такой репутацией мусоросжигательный завод может претендовать на право быть ключевым звеном в новой схеме санитарной очистки Кавказских Минеральных Вод.

Тем не менее битва за право стать региональным оператором по Кавминводам разворачивается серьезная и бескомпромиссная. На кону слишком большие деньги. Похоже, что в данном случае правила игры будут писать по ходу самой игры.

Тем неожиданнее, а возможно, даже и курьезнее, может оказаться итог данной схватки не на жизнь, а за мусор.

Комментарии ()