еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Три кита аварийности

Как известно, в Росси две беды – дураки и дороги. Как выяснилось, увы, и того, и другого у нас в крае с избытком. Причём когда первая «беда» выезжает на вторую, ничем хорошим это, как правило, не заканчивается.

Невесёлая статистика

Об этом шла речь на состоявшейся на прошлой неделе итоговой пресс-конференции, спикерами которой были начальник УГИБДД ГУ МВД РФ по СК Алексей Сафонов, заместитель начальника УГИБДД Александр Золотарёв, начальник отдела исполнения административного законодательства ведомства Андрей Булгаков и начальник технического отдела и регистрационно-экзаменационной работы Владислав Слюсарев.

Пресс-конференцию с озвучивания статистики аварийности открыл главный государственный инспектор безопасности дорожного движения региона Алексей Сафонов. Так, по его данным, за прошедший год на территории края произошли 3177 ДТП, в которых около четырёх тысяч человек получили травмы различной степени тяжести и 465 погибли.

По сравнению с 2015 годом на наших трассах примерно на два процента выросло как количество автоаварий, так и число пострадавших в них людей – тоже процента на два. Но наблюдается хоть небольшая, но устойчивая тенденция по сокращению количества ДТП со смертельным исходом – таких происшествий в 2016 г. зарегистрировано на три процента меньше, чем и в 2014, и в 2015 годах.

– Конечно, такие цифры нас не могут устраивать, – отметил А. Сафонов. – Но ведомство делает всё возможное для того, чтобы на дорогах было меньше горя и бед. Поэтому мы определили для себя приоритетные направления в работе. И главное из них – адресная работа со злостными нарушителями ПДД. Теми, кто имеет в своём багаже десятки неоплаченных штрафов, перманентно грубо нарушает ПДД, провоцирует аварии. Мы даже составили социальный портрет такого среднестатистического нарушителя: как правило, это достаточно молодые граждане, не местные жители, а из соседних регионов, злостные неплательщики штрафов.

 

Пьяному законы по колено

Пьянка, лихачество и пофигизм – вот три кита, которые удерживают высокий уровень автопроисшествий в регионе. Ведь, по словам А. Сафонова, в 80 процентах случаев причиной ДТП становилось нарушение скоростного режима. Вторая горячая точка – алкоголь и наркотики. И вот парадокс – чем больше ужесточается наказание для любителей поддать и сесть за руль, тем более наплевательски водители относятся к этому запрету.

В 2016 году на Ставрополье в 180 трагедиях по вине пьяных водителей погибли 79 человек. Большие надежды инспекторы возлагали на ужесточение законодательства (напомним, в отношении водителей, которые повторно садятся за руль пьяными, введена уголовная ответственность). Но меньше пить за рулём не стали, а в ряде крупных городов потребляют даже больше. Вот и в нашем крае впервые за четыре года статистика ДТП с участием водителей в состоянии опьянения возросла. Только за 2016 год на ставропольских дорогах выявлено более 12,5 тысячи нетрезвых водителей. А ежесуточно это 40-50 человек в будни и около 70 человек в выходные. В новогодние праздники таких «героев» отстранено от управления целых 250! Возбуждено 1200 уголовных дел за повторное управление в состоянии опьянения, 69 человек получили наказание в виде реального лишения свободы, остальные – обязательные работы и штрафы в размере от 100 тысяч рублей и выше. Поможет ли им такой урок – кто знает... Ведь даже из этих 1200 любителей заложить за воротник фигурантов уголовных дел уже 54, и они снова попались пьяными за рулём.

Ну и о пофигистах, то есть злостных неплательщиках штрафов. Как известно, российского гражданина может привести в чувство только осознание неотвратимости наказания за проступок. А если он пять-десять раз не уплатил штраф и сообразил, что ему, собственно, ничего за это не будет, то что? Правильно – он со спокойной душой будет нарушать и дальше, причём нарушения будут всё грубее и грубее. И, чтобы развеять эти вредные иллюзии о безнаказанности, ставропольские госавтоинспекторы были особенно внимательны к подобным субъектам. Только в прошлом году в отношении подобных деятелей за неуплату штрафов в срок оформлено 35 тысяч дел, которые переданы в суды.

За неоплаченные штрафы горе-водители наказаны не только рублём. За 2016 год 674 водителя-должника получили несколько суток административного ареста, более 800 человек трудились на обязательных работах, а 21 тысяча оплатили штрафы в двойном размере.

Как пояснил А. Булгаков, в отношении злостных неплательщиков штрафов государство уже начало закручивать гайки. В частности, по инициативе Госавтоинспекции парламентарии Ставрополья вышли в Госдуму с законодательной инициативой о том, чтобы судить злостного неплательщика не по месту проживания, а по месту выявления нарушения.

– То есть, к примеру, если инспекторы ДПС останавливают водителя из КЧР и видят, что у него целый «хвост» из неоплаченных штрафов, то административный материал они будут передавать в ставропольские суды, а не направлять, как это делалось и делается, в республику, – сказал он. – Чтобы никакие связи не помогли нарушителю избежать ответственности, чтобы никакие отговорки – мол, пока материалы дошли до адреса, вышел срок давности, уже не действовали.

 

Эх, российская дорога, семь изгибов на версту

Что касается транспортных артерий, то как бы ни хвалились представители ставропольских властей всех уровней – мол, в регионе трассы одни из лучших в стране, проблем с головой хватает и здесь. Александр Золотарёв заявил, что в почти половине автоаварий, точнее, в 48 процентах случаев, сопутствующим фактором ДТП выступают недостатки в содержании улично-дорожной сети: ямочность, отсутствие разметки, пешеходных ограждений, освещения и другие подобные факторы. Конечно, дорожное полотно, в каком бы оно убитом состоянии ни находилось, само по себе виновником аварии быть не может – первую скрипку всегда играет человеческий фактор, однако «помочь» спровоцировать происшествие – это как с добрым утром.

– За 2016 год более 200 юридических лиц – владельцев дорог – были наказаны штрафными санкциями в размере до 300 тысяч рублей за выявленные недостатки, – рассказал А. Золотарёв. – Взимаемость штрафов неплохая – до 80 процентов с должностных и около 55 – с юрлиц. Всего же на сегодняшний день в крае около 69 аварийно-опасных участков, которые требуют срочной реконструкции. Радует, что законодатель пошёл нам навстречу – с этого года он обязал владельцев дорог, на которых имеются очаги аварийности, принимать участие в разработке конкретных мероприятий по их устранению. Раньше ГИБДД этим занималась в одиночку, а достучаться до высоких кабинетов и донести мысль, что дорога срочно нуждается в том-то и том-то, порой не удавалось. Теперь они обязаны принимать меры, отговорка «денег нет» больше не сработает.

Нынешняя зима, как видим, на диво выдалась, простите за каламбур. Что, несомненно, прибавило головной боли и водителям, и стражам дорог, и дорожным службам. В период обильных снежных осадков было ограничено движение на 18 автодорогах регионального и федерального значения из-за неблагоприятных и небезопасных условий для передвижения автотранспорта.

 

Автохамы и пираты

Также на пресс-конференции была затронута тема ДТП с участием пассажирского транспорта. Увы, и в этой сфере наблюдается рост аварийности. Так, в прошлом году, рассказал В. Слюсарев, в 95 авариях 12 человек погибли и 150 человек пострадали. Более половины из этих ДТП произошли в Ставрополе, затем в рейтинге аварийности следуют Кисловодск, Невинномысск, Ессентуки. Львиная доля аварий произошла по вине так называемых нелегалов, то есть тех самых зазывал на автовокзалах, которые едва ли не силой тащат пассажиров в свои маршрутки, не имея при этом лицензии на перевозку пассажиров, не проходя медосмотр сами и, естественно, не обращая внимания на неисправность своего железного коня. В итоге возбуждены более полутора десятков уголовных дел за предоставление услуг, не обеспечивающих безопасность жизни и здоровья, принято колоссальное количество мер административного воздействия, включая прекращение регистрации транспортных средств, в конструкцию которых были внесены противозаконные изменения.

Естественно, не могли журналисты не поинтересоваться таким злободневным вопросом, как автохамство. Особенно в свете резонансных случаев, когда уверенные в том, что они на дороге самые главные, водители не уступали путь автомобилям экстренных служб. Оказалось, таких деятелей и на Ставрополье пруд пруди. Просто не всех их настигла «минутка славы». Но зато штрафы «достали» практически всех 1222 горе-рулевых с непомерно раздутым чувством собственной важности, не позволившим им уступить дорогу транспорту экстренных служб.

Кроме того, посетовал Слюсарев, качество обучения в автошколах оставляет желать лучшего. Количество аварий по вине рулевых, чей водительский стаж менее трёх лет. Конечно, тут палка о двух концах – если в автошколах так плохо обучают курсантов, то как же они получают водительские удостоверения? Которые, как известно, выдают в ГИБДД после

успешно сданных экзаменов. Чтобы прекратить все кривотолки, с 1 сентября 2016 года для объективности оценки знаний в экзаменационных подразделениях Госавтоинспекции полностью устранён человеческий фактор. Теоретическая часть сдаётся на компьютерах, а практика – то есть процесс вождения – записывается 4-6 камерами с разных ракурсов.

Владислав Слюсарев также рассказал о преимуществах пользования портала Государственных услуг. Автоинспектор напомнил, что с 1 января оплачивать государственную пошлину, в том числе по линии ГИБДД, можно с 30-процентной скидкой.

По окончании встречи благодарственными грамотами были отмечены представители средств массовой информации, которые в 2016 году отметились наиболее продуктивной работой по линии дорожной безопасности. В числе награждённых и «Ставропольский репортёр».

Комментарии (0)