еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Тень династии Романовых на православии

Тоска по монархическому правлению нет-нет да и проскальзывает в наших умах. Намедни первый заместитель патриарха Кирилла митрополит Волоколамский Иларион не исключил участия РПЦ в дискуссии о возврате в страну монархии, если таковая начнётся. На этот раз любопытно, что сделал такое заявление священнослужитель, а не простой мирянин.

Такое в нашей новейшей истории уже случалось, когда дела в экономике шли совсем плохо, а на носу висели очередные судьбоносные выборы. Сначала говорили о возможном царствовании Бориса Ельцина. Затем на место царя прочили Никиту Михалкова. Мол, он уже и корону царскую примерил в своём же фильме «Сибирский цирюльник». Но те давние разговоры звучали как-то несерьёзно. Казалось, и на этот раз всё ограничится болтовнёй. Но сегодня тема зацепила.

Здесь и неопределённость с президентством Владимира Путина, и борьба за его политическое наследство. Поскольку он не раз уже высказывался о том, что монархии в России не бывать. Но это лишь одно из мнений. И, как ни покажется странным, эти разговоры могут означать раскол в Русской православной церкви. Не исключено, что свои проблемы в РПЦ хотят либо скрыть, либо сгладить разговорами о возврате на престол русского царя. Или царицы. Лучше – из рода Романовых. И главной такой проблемой является давний внутрицерковный спор: объединять или нет всех христиан – и католиков, и православных – под одним знаменем Христа?

Но такой спор на люди не вынесешь. Поэтому группировки покусывают друг друга за другие чувствительные места. Одно из них – реакция на 100-летие свержения династии Романовых и расстрел в Екатеринбурге членов императорской семьи. Возможно, руководство РПЦ, как никогда, заинтересовано сегодня в признании подлинности останков Николая Второго. Но здесь много вопросов.

Во время захоронения останков семьи в Петропавловском соборе там не присутствовал ни один из высших чинов РПЦ. Мало того, говорили, что патриарх Алексий просил Бориса Ельцина не называть останки «царскими», что тот и сделал во время своей речи. Главным противником признания был как раз нынешний патриарх Кирилл. А как иначе, если не совпали не только анализы ДНК. На черепе «императора» не оказалось и так называемой костной мозоли, что осталась после удара мечом при посещении им Японии, когда он был ещё наследником.

Сегодня многое поменялось. И руководителям РПЦ, похоже, выгодно и необходимо признать останки царскими. Дело в том, что вся история династии Романовых накрепко связана с историей РПЦ после её раскола на никонианцев и староверов. В середине XVII века русские цари уже заметно контактировали с царями европейскими. И церковная реформа Никона лишь оформила тот первый экуменизм, который заметно приблизил обряды православных и так называемых грекофилов. Самым ярким примером стал отказ от двуперстного крестного знамения и переход на троеперстное. Тех, кто не подчинился, предали анафеме, отлучили от Отца, Сына и Святого Духа. Были прокляты.

Желание замять роковую ошибку, когда двадцать лет назад РПЦ не признала останки, а сегодня, похоже, признать решила, заметил известный историк, автор «АН» Александр Пыжиков: «Я задался бы другим вопросом: а почему бы не признать период правления Романовых оккупационным для народа этапом? Например, Китай был 300 лет в оккупации у маньчжурской династии. Но это не мешает китайцам претендовать на статус великой державы. Они показывают величие того, что было ранее, поднимают свою историю, которая была до маньчжуров. И нам нужно делать то же самое: поднимать всячески, пропагандировать, популяризировать Московское царство как многонациональное государство, развивавшееся нормальным, естественным путём.

Это развитие было прервано вторжением шайки бандитов Речи Посполитой, которые сплотились у романовского трона. 1917 год – это год, когда мы скинули этот украинско-польский режим, разбавленный немцами. В этом и состоит величие советского проекта, отражавшего интересы многонационального народа».

Никонианцы и в самом деле разогнали по лесам и пожгли, как говорят, несколько миллионов староверов. За что РПЦ и не думала каяться. А вот президент Путин совершенно неожиданно посетил Покровский кафедральный собор российских старообрядцев, где встретился с митрополитом Корнилием. Такого не было никогда – с самого начала никонианства, – чтобы русские царь, генсек или президент побывали в «логове старообрядцев». А что если в РПЦ как раз и испугались такой дружбы и призвали в помощь тень Дома Романовых? Поэтому и заговорили о возврате монархии? Романовы-то ещё остались, хотя и с подмоченной участием в войсках СС репутацией. Отсюда первый шаг – признать останки Николая Второго. Второй – искать кандидата на царский трон. Результаты новой экспертизы, говорят, уже готовы. Ясно, что Путину в этом «коротком списке» места не будет: нечего ходить к старообрядцам!

Очевидно, что российское старообрядчество не имеет ни сил, ни средств и ресурсов противопоставить себя РПЦ. Но и в самой Московской патриархии есть достаточно влиятельные группы, которые могут как возглавить фронду против нынешних руководителей РПЦ, так и выступить на её стороне. Главное здесь, как уже говорилось, – отношение к так называемому экуменизму, то есть стиранию граней между католичеством и православием. От исхода этой борьбы будет зависеть, кто станет следующим патриархом РПЦ после Кирилла.

Пока называют двух претендентов. Это митрополит Волоколамский Иларион и епископ Егорьевский Тихон, известный в миру как Шевкунов. Первый не раз бывал на аудиенциях с Папой Римским и является протеже Кирилла. Второй слывёт консерватором, и за ним, по слухам, стоит президент Путин. Оба происходят из творческих профессий. Один – музыкант и композитор, второй закончил сценарный факультет ВГИКа. Символом первого является огромный храм Христа Спасителя, епископ Тихон стал наместником только что отстроенного им же фантастически прекрасного как изнутри, так и снаружи Сретенского монастыря: пятиглавые золотые купола с серебряной чеканной окантовкой. Чудо воистину!

Но не всё так просто в этом церковном мире. Публичные дискуссии позволяют себе только изгои. Наши герои не такие. Тихон Шевкунов, к примеру, будто бы тихо готовит документальный фильм о признании останков царской семьи. Возможно, его даже покажут на осеннем Архиерейском соборе. Хотя один бог знает, что в этом фильме. Но всё равно он считается консерватором.

Иларион другой. Сочиняет музыку, дирижирует симфоническим оркестром, ведёт телепередачи. Очень хорошо выглядит. Но многим в Церкви не нравится. Явный западник и даже предложил не называть больше католиков «еретиками».

Одним словом – предложение дискуссии о возврате в Россию монархии больше походит на внутрицерковные интриги за патриарший престол, чем на попытку отвлечь население от экономического негатива и обнищания накануне выборов президента.

Служители культа поддают жару каждый день. Весьма показательна реакция на фильм Алексея Учителя «Матильда», который ещё никто не видел, о якобы дружбе Николая Второго с балериной Кшесинской. Господин Шевкунов заявил, что негоже церкви запрещать этот фильм к показу. Его противники и обожатели династии Романовых просто вопят: если фильм покажут, Россия погибнет. Ни больше ни меньше!

А пока говорят, что в церкви не ждут ничего хорошего от новой экспертизы костей. В Русской православной церкви за рубежом в её положительный результат точно не поверят. Но оба кандидата просто обязаны не допустить свары.

О том, чья линия побеждает, станет ясно после того, как будет либо отдан, либо нет Исаакиевский собор в Питере на баланс РПЦ. И покажут ли фильм «Матильда». А дискуссия о возврате монархии скоро сойдёт на нет. Согласитесь, назвать имя нового российского царя очень непросто. Как выбрать между Путиным, Михалковым и английским принцем Гарри? Последний больше всех подходит, поскольку его прапрадед был двоюродным братом Николая Второго по материнской линии. Да и его родной отец – наследник английского престола принц Чарльз – является тайным православным, даже в Афон ездил не раз. Но как представить англичанина в Кремле?

Проще выбрать между о. Иларионом и о. Тихоном. Или вернуть двуперстие. А о монархии забыть до следующих выборов. Вера православная от этого не обеднеет. 

Комментарии ()