еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Серые кардиналы госзакупок

На прошлой неделе в рамках проекта «За честные закупки» в Ростове-на-Дону прошёл Антикоррупционный форум. Участие в мероприятии приняли 1170 человек: общественники, представители органов власти, члены родительских комитетов, директора школ, главврачи больниц, поставщики продуктов питания, представители бизнес-объединений Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Они обсудили самые острые вопросы и поделились лучшими практиками гражданского контроля за растратами бюджета в сферах ЖКХ, закупок товаров и услуг для госорганов и госкомпаний. Главной же темой форума стали нарушения в сфере закупок питания в социальных учреждениях – детсадах, школах и больницах, – которая была названа приоритетнейшим направлением деятельности проекта.

Госкресло как бизнес

Открывая форум, руководитель федерального проекта «За честные закупки», депутат Госдумы РФ Антон Гетта напомнил, что проект работает четыре года, за это время его смысл и успешность уже доказаны.

– Считаемый результат таков: отменены 870 закупок на 249 миллиардов. Буквально у всех есть возможность начать менять ситуацию вокруг себя. Любой может подключиться, – подчеркнул он. – Это те деньги, которые не пошли в карманы недобросовестных чиновников и предпринимателей. Это сделали люди.

– На самом деле коррупция – теневой бизнес, хорошо организованный, основанный на государственных процедурах с целью получения ренты, в первую очередь, от бюджетного, – отмечает председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. – Тут работает и теория малых дел – разрушать коррупционный бизнес нужно в конкретных ситуациях. Такие чиновники, которые пришли не служить народу, а «делать на нём деньги», нам ни к чему. Я уверен, стране нужно ломать устоявшуюся чиновничью систему начиная с федерального уровня. Задача общественных экспертов, наблюдателей в том, чтобы больше получать информации о криминальных схемах, аффилированных структурах. Есть управление президента по борьбе с коррупцией. После его проверок по регионам огромное количество чиновников увольняется, не дожидаясь следственных действий. Самое главное, все должны понимать – мы разрушаем часть теневой экономики, лишаем бизнеса, сотен миллиардов. Мы ломаем коррупционный бизнес, спасибо нам из продажных людей никто не скажет.

За годы работы проекта «За честные закупки» его организаторам удалось добиться отказа от очевидно нерачительных трат госслужащих. При активном противодействии аппетиту чиновников активистам даже удалось добиться нормативных изменений – теперь максимальная стоимость автомобилей или мебели для чиновников разного уровня прописана законодательно.

Сейчас общественники плотно занялись топ-менеджерами госкомпаний, которые заколачивают на бюджетном финансировании целые личные состояния. Хотя, по логике, их работа – не бизнес в чистом виде, им доверена государственная функция. Ещё сложнее ситуация с частными компаниями, оказывающими услуги по регулируемым тарифам – поставляющим тепло, электроэнергию и т.п. Как же можно объяснить нашим гражданам, что тарифы на жилищно-коммунальные услуги растут обоснованно в силу объективных причин, если мы ежедневно видим эти «причины» – дорогущие помпезные офисы, нереальной стоимости иномарки, наручные часы стоимостью в квартиру, которые позволяют себе руководители этих компаний. На форуме прозвучало предложение траты в таких компаниях также внести в список норм, подлежащих регулированию.

Между тем озвученные на форуме масштабы размаха серых схем в госсекторе поражают. Так, общий объём государственного заказа в России составил почти 30 триллионов рублей, из которых на долю госструктур приходится около семи триллионов, остальное – расходы компаний с госучастием. При этом, как рассказал руководитель управления ФАС России по борьбе с картелями Андрей Тенишев, значительная часть закупок проводится без конкуренции вообще, а там, где конкуренция формально есть, зачастую царит засилье картелей.

Не надо экономить на детях

Тема детского питания, а также вопросов питания в лечебных учреждениях попала на форуме под особенно пристальное изучение не случайно. Как известно, президент Владимир Путин объявил в России Десятилетие детства. Выявляя основные проблемы, которые нужно устранить, был проведён всесторонний анализ организации питания в детсадах, школах и больницах начиная от объявления конкурсов на поставку питания и заканчивая тем, что именно попадает в итоге на стол. Оказалось, что именно в этой базисной сфере ситуация оказалось тревожной, а местами вопиющей. И это не проблема одного, двух или даже десяти регионов, это системный вопрос, злоупотреблений очень много – не везде, конечно, но их география широка. Очень много ситуаций, когда городские, районные чиновники или депутаты чуть ли не открыто занимают эту нишу собственными предприятиями или аффилированными структурами. Причём ещё и оказывают услугу некачественно.

Выяснилось, что в целом ряде случаев дошло вовсе до стыдных историй, когда просто изменяли нормативы, не докладывали продукты по весу. А это что получается? Если в школе ребёнок постарше может купить себе булочку или просто рассказать дома, что он остался голодный, то в детском саду совсем маленькие наши сограждане этого не понимают. Не знают, что их обманули солидные дяденьки и тётеньки, которые решили хорошо жить за их счёт, счёт их будущего.

С особым возмущением говорилось, что в некоторых случаях поставок питания обнаруживались даже просроченные продукты. Единственный выход, по мнению собравшихся, – навести в этой сфере порядок. Возможно, даже необходимо будет в плане поставок детского питания несколько уйти от основных положений ФЗ №44, предусматривающего, что победителем тендера назначается тот поставщик, который предлагает минимальную цену. В каких-то сферах это, может, и хорошо, но только не для питания наших маленьких сограждан. Тем более питание – это здоровье, будущее нашей нации. Именно так нужно подходить к этому вопросу.

Конечно, нужно отстроить систему, чтобы она не позволяла злоупотреблений уже с другой стороны – искусственного завышения. Было отмечено и то, что в нынешнем регулировании и правилах поставки питания в детские учреждения есть существенные недоработки. В законах прописаны только основные параметры, которым должны соответствовать продукты – количества калорий и соотношения жиров и углеводов, что позволяет также недобросовестным поставщикам идти на ухищрения вроде замены одного мяса другим, жиров животных растительными и так далее. А растущему организму нужно качественное и полноценное питание. По мнению собравшихся, было бы целесообразно разделить поставки питания на две составляющие: закупки отдельных продуктов и услугу по организации питания. Такой подход позволит снизить возможность сговора между поставщиками и даст возможность малому бизнесу принять участие в торгах.

Первая ласточка

Конечно, неприятно, но и Ставрополье оказалось в числе регионов, где в сфере госзакупок практикуются серые схемы. Об этом было заявлено в ходе форума. Отныне «Карта картелей» (первая часть которой была презентована 26 сентября в Москве) пополнилась ещё тремя субъектами – в Республике Адыгея, Краснодарском и Ставропольском краях выявлены многолетние махинации в области поставки продуктов питания в учебные и оздоровительные учреждения. По итогам проверки 10-ти тысяч контрактов выяснилось, что компаниям – участницам мошеннических схем удалось получить подряды на миллиарды рублей. По данным активистов, в аукционах на Ставрополье зачастую участвовали аффилированные между собой компании, снижение начальной цены контракта было минимальным или вообще отсутствовало. Но какие именно фирмы заподозрены в картельном сговоре, остаётся тайной. «Вся информация будет передана в Федеральную антимонопольную службу, данные передаются в закрытом режиме, чтобы мошенники не успели подчистить хвосты, – пояснил координатор проекта «За честные закупки» в Ставропольском крае Алексей Гридин.

 Не успел ещё форум закончиться, как поступило сообщение о первом возбуждённом Антимонопольной службой дела в отношении картельного сговора в сфере детского питания. Речь идёт о махинациях в Ульяновской области. В поле зрения антимонопольщиков попали четыре фирмы. Как заявил Андрей Тенишев, их незаконные доходы оцениваются в 4,5 миллиарда рублей. Суть дела в том, что картельщики, возможно, разделили рынок между собой, заранее договариваясь о том, какая компания выиграет тот или иной госконтракт на организацию питания в больницах, школах и детсадах.

В результате такого сговора начальные (максимальные) цены госконтрактов в ходе торгов практически не снижались, что, по мнению антимонопольщиков, могло нанести государству миллиардные убытки. Как добавляют в УФАС, на ульяновском рынке нет компаний, сопоставимых по своим возможностям с картельщиками и способных вмешаться в борьбу за тендеры. В результате, по словам Андрея Тенишева, начальная цена закупок на услуги социального питания в Ульяновской области снижалась не более чем на полпроцента, тогда как в других регионах этот показатель варьируется от 20 до 40 процентов. Проверка по данному делу продлится три месяца. И если вина подозреваемых в сговоре компаний подтвердится, им грозит штраф, размер которого будет рассчитываться исходя из сумм заключённых контрактов или оборотной выручки.

Комментарии ()