еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Припарковался? Плати!

Вот уже порядка двух лет в Ставрополе полным ходом идёт оборудование платных парковочных мест. За это время настроение городской администрации в отношении реализуемого проекта успешно сменилось с умеренно критического на откровенно восторженное. Что касается жителей и гостей краевого центра, то у них работа платных парковок продолжает вызывать множество нареканий. Главный вопрос, который задаёт себе практически каждый водитель: что же за позитивные изменения произошли в городе с появлением аппаратов для оплаты стоянки транспорта?

15 минут и не более того

Официально создание платных парковок в администрации Ставрополя объясняют необходимостью разгрузить город от транспорта, в первую очередь – иногороднего. Цель, несомненно, благая, вот только пробки на улицах в часы пик до сих пор делают заложниками как автовладельцев, так и пассажиров общественного транспорта. Вывод однозначный: гости краевой столицы отнюдь не спешат оставлять свои авто где-то на окраинах и пересаживаться на троллейбусы и маршрутки. Они предпочитают передвигаться по городу на личном транспорте, внимательно высматривая удобное место, где можно было бы оставить машину. Вот тут-то приезжих и ожидает сюрприз: оказывается, за возможность припарковаться возле государственного учреждения, вуза или магазина теперь нужно платить.

Что касается горожан, то практически каждый из них знает о том, что время бесплатной стоянки автомобиля строго ограничено 15 минутами. Простоял чуть дольше – изволь заплатить 30 рублей за каждый час стоянки. Так что или будь добр решать свои вопросы максимально быстро, или оплати стоянку, и тогда можешь не торопиться. Однако то, что вполне приемлемо для посетителей торговых центров, вызывает нескрываемое раздражение у граждан, направляющихся в больницу или поликлинику. Представьте, что вам необходимо экстренно доставить родственника в травмпункт. Перед вами откроется выбор: или останавливаться за тридевять земель до места назначения, или метаться по улице в поисках ближайшего паркомата, который может располагаться в двух-трёх десятках метров. Третьего не дано.

Внизу и мелким почерком

Кстати, инструкция по применению автомата для оплаты выполнена таким образом, что легко может ввести в заблуждение того, кто впервые с ним сталкивается (в первую очередь, речь идёт всё о тех же иногородних водителях). В частности, при беглом осмотре в глаза бросается крупная надпись, оповещающая, что стоимость парковки с 8:00 до 20:00 составляет... всего 30 рублей! Само собой, любой приезжий поспешит воспользоваться заманчивым предложением, припарковать машину на несколько часов за столь символическую плату.

И далеко не каждый сразу обратит внимание на то, что ниже более мелким шрифтом уточняется, что указанная сумма взимается за 1 час стоянки. Аналогичным образом выглядит и информация об условиях парковки в ночное время: указанная стоимость с 20:00 до 8:00 – «бесплатно». Но ниже снова дана корректировка, поясняющая: бесплатное время стоянки составляет всего 15 минут. В общем, ситуация напоминает ту, в которой оказываются клиенты некоторых коммерческих банков, которым вручают хитрый договор, основной текст которого распечатан крупно и чётко, а дополнительные условия, зачастую весьма сомнительного содержания, набраны внизу страницы таким образом, что без очков с сильными линзами их прочесть невозможно.

Можно, конечно, воспринимать такие особенности оформления, как своеобразный рекламный ход, призванный привлечь потребителя, но не меньше они напоминают и попытку ввести в заблуждение многочисленных гостей Ставрополя.

Кстати, ещё осенью 2016 года глава города Андрей Джатдоев поручил соответствующим службам рассмотреть вопрос о продлении бесплатного пребывания на парковках возле социальных и торговых объектов до 30 минут. Прошёл год, но изменений не предвидится.

И никаких гарантий!

Ещё один актуальный вопрос: как быть автовладельцу в случае повреждения машины? Раз уж нас обязывают платить, а за неуплату грозят штрафами (сумма которых колеблется от 500 до 20 тыс. рублей), значит, кто-то должен нести ответственность за безопасность нашего имущества. Тем более что новостные телесюжеты, освещавшие работу платных парковок и больше напоминающие рекламные ролики, неоднократно демонстрировали нам бойких волонтёров в форменных курточках, которые не только подсказывают, как правильно произвести оплату, но и, вооружившись планшетами, следят за теми, кто желает уехать, не заплатив за занимаемое место.

Сегодня никаких волонтёров, следящих за работой парковок, нет и в помине. Вместо работников присутствует уведомление о том, что на территории осуществляется видеонаблюдение. Вот только помогает оно, главным образом, для выявления всё тех же нарушителей. Что касается сохранности транспортного средства и находящихся в нём вещей, то на сайте компании-исполнителя «Городские парковки Ставрополя» чёрным по белому написано, что администрация парковки за возможный форс-мажор никакой ответственности не несёт.

Но в чём же тогда заключается преимущество платной парковки перед возможностью бесплатно припарковаться в ближайшем дворе или на соседней улице? Выходит, машину-то мы оставляем на свой страх и риск. А наличие системы видеонаблюдения ещё не является гарантией от её повреждения или взлома с последующим задержанием злоумышленника.

Миллионы как главный аргумент

Первые жёстко критичные отзывы о работе платных парковок прозвучали ещё в минувшем январе, причём из уст самого главы Ставрополя А. Джатдоева. В ходе проведения планёрки он назвал работу по их организации и эксплуатации крайне неудовлетворительной, особо подчеркнув низкий уровень обслуживания. Глава потребовал устранить все имеющиеся недостатки, пригрозив в противном случае закрытием платных парковок.

Однако уже весной настроения в администрации радикально изменились. В частности, было заявлено, что доход от работы платных парковок принёс в городскую казну доход в размере 17 млн рублей. В частности, в 2016 году на эти деньги был проведён ремонт дорог в Юго-Западном микрорайоне краевой столицы. Сообщалось также, что полученные средства в дальнейшем будут направляться на содержание улично-дорожной сети и благоустройство городской территории.

Об устранении ранее имевшихся недостатков сообщалось вскользь, видимо, главным аргументом всё-таки стали полученные доходы. Заодно горожан информировали, что на реализацию проекта не истрачено ни копейки бюджетных средств, все расходы взял на себя инвестор, который, к слову, является добросовестным налогоплательщиком.

Отмечалось, что определённая доля прибыли инвестору всё-таки поступает, но это меньшая часть дохода, а большая всё-таки направляется в городскую казну. Планируется, что после выполнения муниципального контракта все парковочные места перейдут в ведение города, который и будет получать 100% прибыли от взимаемой платы. Такая форма сотрудничества называется «муниципально-частным партнёрством». Но если с муниципальной составляющей всё более-менее понятно, то частная вызывает ряд вопросов.

Инвестор – «бессребреник»

Итак, некоторый процент инвестор всё-таки получает, ведь желающих работать за спасибо днём с огнём не отыщешь. Хотя картина складывается идиллическая: не затратив ни копейки, муниципалитет в перспективе получает в собственность сеть из 4 тыс. платных парковок (именно такое количество заявлено).

Неоднократно указывалось, что началу работ предшествовало проведение открытого конкурса, победу в котором, как сообщалось на сайте администрации, одержала компания, «уже имеющая опыт в парковочном бизнесе в Москве и Краснодаре». Ставропольские СМИ уже неоднократно писали об этом возникшем практически из ниоткуда благодетеле. Речь идёт об имеющем краснодарскую прописку ООО «Городские парковки». Это общество в свою очередь выступило учредителем ООО «Городские парковки Ставрополя».

Правда, если верить официальной информации, имеющейся в открытом доступе, в 2015 году краснодарское ООО «Городские парковки» не только не принесло его владельцам ни копейки прибыли, но являлось убыточным. Аналогичным образом обстоит дело и со ставропольскими «Городскими парковками»: зарегистрированное в 2015 году, общество также отчиталось исключительно о понесённых финансовых убытках.

Каким же образом официально убыточная компания смогла выиграть конкурс и отхватить такой лакомый кусок, как ставропольский парковочный бизнес? И неужели не только в Ставропольском крае, но даже во всём СКФО не нашлось инвестора, готового взяться за реализацию столь масштабного проекта? Об этом можно только гадать, но видя, с какой скоростью увеличивается количество платных парковочных мест, невольно начинаешь испытывать уверенность в том, что за прошедший год дела у краснодарских инвесторов и их ставропольских коллег определённо пошли в гору.

Деньги из асфальта

Что выиграл Ставрополь от реализации проекта «Платная парковка»? То, что город смогли наконец разгрузить от иногороднего транспорта – заявление преждевременное. Поток машин не становится меньше, а то, что расположенные в центре платные парковочные места остаются наполовину пустыми, свидетельствует лишь о том, что знающие город водители, высадив пассажиров, стараются найти свободное место в близлежащем дворе.

Раздражающим фактором является и полное отсутствие гарантий безопасности.

Единственные, кто пока остаются довольными – это городские чиновники, получившие возможность делать деньги если и не из воздуха, то из квадратных метров асфальта, расчерченного ровными прямоугольниками парковочных мест. В самом деле: сколько площади раньше пропадало зря!

Продолжение следует.

Комментарии ()