еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Опасные игры с курортными зонами

За что боролся, на то и напоролся

Можно вспомнить о том, как на протяжении без малого трёх лет один очень инициативный глава города-курорта, получивший широкую известность как обладатель липового диплома о высшем образовании, пытался в суде доказать, что ранее установленные зоны курортов морально устарели. А раз так, то их непременно нужно откорректировать. Причём указанная корректировка в представлении данного главы-недоучки должна быть проведена радикальным способом. В качестве охраняемых объектов он хотел оставить только территорию в диаметре 30 м от скважины минеральной воды. А всю высвободившуюся в результате таких нехитрых манипуляций землю застроить бутиками, супермаркетами и увеселительными заведениями. Юридическая служба администрации города-курорта со своей неумной инициативой дошла до Верховного суда России, но потерпела фиаско. Тем не менее оконфузившийся градоначальник и после этого на всех собраниях и заседаниях не переставал повторять, словно заученную мантру, что курортные зоны ему мешают и их необходимо поскорее убрать.

В последнее время появилась информация о том, что слово «убрать» наконец-то услышали наверху, и оно в скором времени может обрести реальные очертания. Правда, по мнению всё тех же источников, относиться это будет не к охранным зонам курорта, а к самому градоначальнику. Как говорится, за что боролся, на то и напоролся.

Минэкономразвития руководствуется ещё непринятым законом

Ещё можно вспомнить о том, как один из заместителей председателя Правительства Российской Федерации примерно пять лет тому назад подписал протокольное поручение, обязывающее федеральный Минздрав разработать предложения по внесению в действующее законодательство таких изменений, чтобы об охранных зонах курортов навсегда позабыли и они, эти самые зоны, впредь больше никогда не устанавливались. По мнению экспертного сообщества, выполнение поручения зампреда правительства означало бы на практике уничтожение отечественных курортов. Тем не менее Минздрав России как федеральное ведомство, отвечающее за проведение государственной политики в отношении санаторно-курортной отрасли, оперативно разработало законопроект № 555658-6, который в сентябре 2014 года депутаты Госдумы умудрились даже принять в первом чтении.

Вся система защиты курортных территорий фактически сводилась к установлению всё тех 30-метровых зон безопасности для скважин. А с остальной территорией можно было делать всё, что заблагорассудится. С тех пор вот уже два года под давлением возмущённой общественности и профессионального сообщества законопроект не может продвинуться дальше первого чтения. Но, как показывают последние события, никто от идеи окончательно разрушить систему защиты курортов не отказался. Подтверждением данному прискорбному факту может служить официальная позиция Минэкономразвития, изложенная в письме № ОГ-Д23-9465 от 16.08.2017 г., подписанном замдиректора Департамента недвижимости Минэкономразвития РФ А. В. Трифоновым.

 В нём черным по белому написано: «В настоящее время поручением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2017 года № ДК-П12-3335 Минздраву России поручено доработать проект плана мероприятий по обеспечению внесения в ЕГРН сведений о границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, включая границы зон, входящих в состав этих округов с учётом принятого в первом чтении проекта федерального закона № 555658-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Иными словами, закон ещё не принят, и без серьёзного боя общественность его не пропустит. Тем не менее основные разрушительные его положения уже вовсю начинают действовать, и ими руководствуются федеральные органы исполнительной власти. Это может показаться полным бредом. Но, как говорится, из песни слов не выбросишь.

Росреестр руководствуется непринятыми законами

В рассматриваемом контексте не менее интересным представляется письмо начальника Управления геодезии, картографии, землеустройства и кадастровых работ Федеральной службы Росреестр В. Ф. Шкурова от 29 августа 2017 года № 19-02880/17, в котором содержится информация о том, что Росреестр согласовал проект федерального закона «О курортном регионе «Особо охраняемый эколого-курортный регион Кавказские Минеральные Воды», в соответствии с которым государственным органом, уполномоченным на внесение сведений о границах зон курортов региона КМВ, предлагался Минкавказ России. С инициативой наделить Минкавказ полномочиями вносить и изменять границы курортных зон выступил не кто иной, как Минприроды России.

Собственно говоря, иного от этого природоохранного ведомства ожидать было бы наивно. После принятия в декабре 2013 года странного Федерального закона № 406-ФЗ, лишившего отечественные курорты статуса особо охраняемых природных территорий и создавшего необходимые условия для манипуляций с курортными территориями и их застройкой, Минприроды России больше не интересует дальнейшая судьба лечебно-оздоровительных местностей. Поэтому оно смело может выступать с любыми инициативами в отношении дальнейшей судьбы этих некогда заповедных территорий. Даже с предложением о передаче полномочий федерального Минздрава молодому, не набравшемуся достаточного опыта, да к тому же, заточенному на решение сугубо экономических вопросов Министерству по делам Северного Кавказа.

Всё равно за последствия этого эксперимента ему не отвечать. Вот в Минприроды РФ недолго думая пришли к гениальному выводу: раз Минздрав России в упор не замечает проблем федеральных курортов и не занимается их решением, то почему бы не передать указанные функции кому-то другому, ну, например, Минкавказа? Росреестр как федеральная служба, подчиняющаяся Минэкономразвития, ничего странного в таком предложении не увидело и полностью поддержало его.

Причём, что удивительно, речь идёт только о четырёх федеральных курортах, входящих в состав Кавказских Минеральных Вод. Как известно, на Северном Кавказе, развитие которого с недавних пор пытается курировать Минкавказ, имеются ещё и другие курорты федерального значения. В частности, курорт Нальчик в Кабардино-Балкарии или курорт Серноводск в Чеченской Республике. Но вот границы охранных зон указанных курортов ведомство Льва Кузнецова почему-то не пытается откорректировать. Эти курорты будут по-прежнему находиться в зоне ответственности федерального Минздрава. Что тут скажешь. Кавминводам в очередной раз повезло так уж повезло!

А Минздрав рисует очередной план мероприятий

Если вернуться снова к заседанию президиума Госсовета РФ, состоявшегося в августе прошлого года в Белокурихе, и в очередной раз внимательно вчитаться в тест поручений Президента Российской Федерации Владимира Путина, данных им по итогам этого исторического заседания, то можно обнаружить одну любопытную деталь. Оказывается, правительство Российской Федерации должно было не позднее 1 июня 2017 года выполнить комплекс работ, связанных с внесением в ЕГРН сведений о границах округов и зон санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Разумеется, речь шла не о том, чтобы данным вопросом занимались все правительственные структуры. Согласно пункту 7 Регламента Правительства Российской Федерации, утверждённого правительственным Постановлением от 1 июня 2004 года № 260, проект акта Правительства Российской Федерации об утверждении границ зон санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения разрабатывается и вносится Минздравом России.

Именно поэтому дальнейшие действия куратора отечественных курортов вызывают особый интерес и представляют собой довольно прелюбопытную картину. На протяжении всего 2017 года Министерство здравоохранения России предпринимало титанические усилия, чтобы вместе с Минэкономразвития и другими заинтересованными органами государственной власти и местного самоуправления разработать и согласовать проект Плана мероприятий по обеспечению внесения в ЕГРН сведений о границах курортных зон, в том числе с учётом подготовленных изменений в действующие законодательные акты. По имеющейся информации, до настоящего времени проект плана, определяющего в том числе сроки выполнения работ и ответственные органы власти, не утверждён. Мало того, никто не располагает информацией о том, когда данный план наконец-то будет утверждён и будет ли утверждён вообще.

Кому-то изложенное выше может показаться театром абсурда. На самом деле это существующая реальность, с которой волей-неволей приходится иметь дело. А вот как долго будет продолжаться этот театр абсурда, зависит от каждого из нас.

Комментарии ()