еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

На мусорном фронте без перемен

Несмотря на красивый старт проекта очистки территории России от накопившихся за многие десятилетия на легальных и нелегальных свалках миллионах тонн бытовых отходов, всё более очевидным становится факт если не фальстарта, то, по крайней мере, серьёзного притормаживания механизма реализации этой гениальной затеи.

По результатам исследования, выяснилось, что на территории нашей страны функционируют боле 60 тысяч нелегальных свалок (в среднем по 800 штук на каждый субъект федерации). Победить это зло – задача не из лёгких. «Мусорный бизнес в РФ сильно криминализирован. Впрочем, как и в других странах», – так охарактеризовал проблему спецпредставитель президента по вопросам экологии Сергей Иванов.

«Убить мусорного дракона!»

В справедливости этих слов россияне смогли убедиться на примере скандальной истории с полигоном ТБО в подмосковной Балашихе. По всему было видно, что некая таинственная сила противодействует его закрытию. Чтобы окончательно не разочаровать жителей Московской области и тех, кто наблюдал за происходящим с экранов телевизоров, президент вынужден был пойти на крайние меры – решил проблему методом «ручного управления». Пожалуй, за первое полугодие Года экологии это было самое яркое и запоминающееся природоохранное событие.

Но даже после показательного «избиения мусорного дракона» мало кто поверил, что таким образом можно решить проблему в целом. Поэтому появились новые инициативы по ужесточению санкций за вывоз мусора в неположенные места – с 5 тыс. рублей до миллионов рублей и конфискацией имущества. При этом вывозить отходы разрешат только спецтранспорту, который оборудуют системой ГЛОНАСС. По словам Сергея Иванова, кардинальное решение мусорной проблемы заключается в повсеместном строительстве заводов по термической обработке отходов. Сначала их построят в Московской области и Татарстане, а в ближайшей перспективе и в курортных городах (Сочи, ряде городов Крыма и Северного Кавказа). Такое упорство в продвижении идеи строительства мусоросжигательных заводов (тем более на курортах!) наводит на определённые грустные размышления. Особенно если учесть, что мусоросжигание в России на законодательном уровне признано наименее предпочтительным способом утилизации отходов.

Есть ещё и экономическая составляющая. Заявленная стоимость строительства одного мусоросжигательного завода в 30 и более млрд рублей пугает всех за исключением федерального бюджета. Как и цена утилизации одной тонны отходов в 5 – 6 тыс. рублей, которая абсолютному большинству здравомыслящих граждан представляется запредельной.

«Внесение изменений в закон «О внесении изменений»

А как всё лихо и многообещающе начиналось. Ещё в 2014 году по предложению Минприроды России были приняты поправки к закону «Об отходах производства и потребления». Федеральные чиновники и депутаты были абсолютно уверены, что начиная с 2017 года в нашей стране с помощью инвесторов станет развиваться современная инфраструктура по обращению с мусором, будут созданы замкнутые циклы производства для возврата отходов в хозяйственный оборот. И всё это позволит постепенно отказаться от практики закапывания ТБО в землю.

В конце декабря 2016 года стало ясно, что со сроками реформы явно поторопились, поэтому её старт отодвинули аж на 2019 год. Одной из причин принятия такого решения послужили опасения возникновения некой монопольной структуры, безраздельно хозяйничающей на рынке обращения с отходами производства и потребления. Причём главным претендентом на роль монополиста выступал не кто иной, как госкорпорация «Ростех».

В феврале текущего года депутаты ГД РФ приняли в первом чтении законопроект № 22886-7 «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», призванный устранить излишние требования, которые способны привести к монополизации рынка обращения с отходами. Правительство оперативно внесло в него серьёзные поправки, корректирующие реформу отрасли. Комитет по экологии и охране окружающей среды, не обращая внимания на период отпусков, поставил перед собой задачу качественно доработать законопроект и представить его в сентябре ко второму чтению. Теперь от этих поправок, по сути, зависит, каким путём пойдёт реформа, реализация которой в регионах пока осуществляется методом проб и ошибок.

Итог – за 10 лет две реформы

Ставропольский край является одним из тех двух десятков регионов, где в экспериментальном порядке эти ошибки нарабатываются. Причём делается это уже в который раз. Можно вспомнить, как в 2008 году региональное Минприроды отрапортовало о разработке программы «Отходы». В соответствии с ней начиная с 2009 года в крае планировали построить заводы по переработке отходов, выполнить работы по рекультивации полигонов ТБО и ликвидировать несанкционированные свалки. Благодаря программе «Отходы» мусорную проблему на территории края предполагалось успешно решить до 2013 года. Но что-то в программе не заладилось с самого начала. Теперь спустя без малого десять лет с учётом накопленного опыта и прежних ошибок решено ещё раз встать на путь бескомпромиссной борьбы с мусором.

Сделав вид, что не замечают наличие серьёзных проблем, местные чиновники отрапортовали о высокой готовности Ставропольского края к переходу на новые правила обращения с отходами. Формально всё сделано правильно: подготовлена соответствующая законодательная база, необходимая для выбора регионального оператора по утилизации мусора, разработана территориальная схема обращения с отходами. На территории края предполагается создать 15 перегрузочных станций для начальной переработки мусора и два межмуниципальных центра утилизации.

В западной части Ставропольского края проблема выбора регионального оператора на ближайшие 15 лет уже решена. Им стало ООО «Эко-Сити», представившее единственную заявку на конкурс. Символично, что документы в конкурсную комиссию были направлены в День эколога 5 июня, что можно рассматривать как хороший знак в новом начинании. Теперь ООО «Эко-Сити», которое, согласно открытым данным, является убыточным предприятием (убыток компании в 2105 году составил более восьми миллионов рублей) и с долговым обязательством в 55 млн руб. предстоит оперативно заключить договоры на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами со всеми, кто образует такие отходы в его зоне. В том числе с населением. С 1 января 2018 года региональный оператор начнёт оказывать такие услуги по единому тарифу, который установит региональная тарифная комиссия.

Мусорный пирог продолжают дербанить

А вот с выбором регоператора для остальной части Ставрополья, куда попадает и регион Кавказских Минеральных Вод, пока всё выглядит не так однозначно. Здесь в последнее время стали происходить довольно странные вещи. Надзорные природоохранные органы буквально ополчились против Пятигорского мусоросжигательного завода (ПТЭК), выставив ему такие штрафные санкции (и доказав законность своих требований в многочисленных судах), что впору начинать процедуру банкротства предприятия.

Достаётся от надзорников и ООО «Арго», являющегося собственником двух санкционированных полигонов ТБО в курортном регионе. Причём, что немаловажно, на обоих полигонах построены и действуют линии сортировки ТБО. Но как раз это по непонятной причине в расчёт не берётся. Удивление вызывает то, что как только будет достигнута поставленная неким таинственным субъектом цель, как только будут закрыты два полигона ООО «Арго» и объявлен банкротом ПТЭК, тут же встанет вопрос: а куда вывозить примерно 500 тыс. тонн ежегодно образующегося на Кавминводах мусора?

Правда, и на него у некоторых энтузиастов имеется вполне конкретный ответ. Не так давно дирекция ООО «Югагролизинг» обратилась к губернатору Ставрополья с инициативой запретить закапывать мусор в курортном регионе и организовать его вывоз в соседние районы. Указывалась даже территория, изъявившая желание принять Кавминводский мусор – это Кочубеевский район, где уже сейчас якобы имеются организации, готовые его принять.

Выяснилось также, что предложенное деление Ставропольского края на две зоны устраивает далеко не всех. Некая инициативная группа предложила выделить юго-восточную часть края – Кочубеевский, Андроповский, Предгорный, Минераловодский и Георгиевский районы, – а также города КМВ в отдельную зону, для которой определить своего оператора и разработать особые правила обращения с ТБО. Это потребует серьёзным образом пересмотреть уже утверждённую схему и утверждённые документы. Кроме того, если допустить возможность вычленения КМВ с прилегающими районами в отдельную территориальную зону, то почему аналогичным образом нельзя поступить, например, Ставрополю или Невинномысску? Получается, что с таким трудом разработанную схему, ещё не заработавшую в полную силу, предлагают сломать, создав тем самым дополнительные трудности для реализации мусорной реформы.

«А в остальном, прекрасная маркиза,

Всё хорошо, всё хорошо!»

Вне всякого сомнения, происходящее на мусорном фронте можно рассматривать как непрекращающуюся борьбу за лакомый кусок, в которой все средства хороши. Учитывая, что никакой информации о конкурсном отборе регионального оператора для восточной части края пока не слышно, можно сделать смелое предположение о масштабе и бескомпромиссности подковерной борьбы, сопровождающей данный увлекательный процесс.

Происходящее на федеральном уровне также убеждает нас в том, что таких точек мусорного напряжения в нашей стране достаточно много.

Иначе как тогда объяснить, что реформа, которую готовили четыре года, пока ещё, по сути дела, не сдвинулась с мёртвой точки? 

Комментарии ()