еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Курсбор по осени считают

Несмотря на очевидную несуразность и несвоевременность странная затея Министерства по делам Северного Кавказа, решившего облагодетельствовать отечественные курорты путём введения дополнительного подушевого сбора с доверчивых граждан, всё более осязаемо становится новой реальностью. 18 июля текущего года Госдума России в окончательном, третьем чтении приняла законопроект № 169585-7 «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае».

25 июля законопроект рассмотрели в Совете Федерации. Примечательно, что в поддержку его высказались только 135 сенатора (из 170) при трёх «против» и шестнадцати воздержавшихся. В ближайшее время закон поступит на подпись президенту. Правда, заработает он не сразу после официальной публикации, а немного погодя – с 1 мая 2018 года. Не исключено, что таким образом народные избранники решили не омрачать президентские выборы в марте будущего года негативной реакцией бюджетников и пенсионеров, которые традиционно составляют значительную часть граждан, поправляющих своё здоровье на бальнеологических курортах Кавминвод.

«Спешка нужна в двух случаях…»

О том, что спешка допустима только в исключительных случаях, знают все. Ну, разве только за исключением инициаторов принятия спорного закона о курортном сборе. Даже не посвящённым во все тонкости законотворческой работы было видно, как законопроект, которому суждено стать одним из самых непопулярных, пытаются во чтобы то ни стало продавить. Это хорошо иллюстрируют результаты голосования. Первое чтение экспериментального законопроекта 23 июня поддержали 313 народных избранников. На втором чтении – 14 июля – количество одобряющих уменьшилось на 10 человек. После соответствующей работы с депутатским корпусом 18 июля в поддержку курсбора высказались 317 депутатов. И это при том, что в нынешнем парламенте заседают 343 представителя «Единой России». Такая вот загогулина, понимаешь.

При подготовке ко второму чтению профильному комитету, возглавляемому Андреем Макаровым, пришлось серьёзно попотеть. Предстояло рассмотреть 220 поправок к законопроекту. Первоначально предполагалось осилить эту работу за тридцать минут. По факту вышло более шести часов. Изрядно подуставшие депутаты разошлись уже далеко за полночь. Но и это не позволило сделать вывод о хорошем качестве проделанной работы. На рассмотрение одной поправки в среднем отводилось полторы минуты. Вот и судите сами, что же такое давлело над депутатами и почему нельзя было сделать это в нормальном рабочем режиме?

Цифра бывает лукавая

После утверждения депутатами законопроекта о курортном сборе вопросы о его целесообразности по-прежнему остаются. Аргументы разработчиков законопроекта всё также выглядят неубедительными. Вместо проведения вдумчивого анализа и оценки неизбежных рисков они попытались решить проблему арифметическим методом. В результате несложных подсчётов получалось, что суммарный дополнительный объём поступлений в период с 2018 по 2022 год в Ставропольском крае должен превысить 2,02 млрд рублей, в Краснодарском – 8,3 млрд, в Крыму – 16,4 млрд рублей.

О том, что приведённые цифры являются плодом теоретических рассуждений (или необузданной фантазии, это кому как заблагорассудится), становится очевидно, если опереться на беспристрастную статистику.

В том же Краснодарском крае турпоток в 2016 году составил 15,8 млн человек, из которых в организованном секторе отдохнули 6,3 млн человек, а в неорганизованном – 9,5 млн. Общая сумма поступлений от санаториев и гостиниц края в бюджеты всех уровней – около 4,5 млрд руб. Ежегодно Краснодарский край планирует получать от курортного сбора 1,7 млрд рублей. Таким образом, фискальная нагрузка на курортный бизнес возрастёт примерно на 37%. Не знаю, как Минкавказу (министерству экономического блока), но многим такая допнагрузка представляется запредельной.

Озвученная для Ставропольского края сумма в 2,02 млрд рублей также является фантастической. Если отталкиваться от неё, то ежегодно на курортах Кавминвод необходимо собирать не менее 400 млн рублей в виде курсбора. Следовательно, каждый день в копилку должно поступать 1,1 млн рублей. При имеющемся количестве мест размещения (около 40 тысяч) и величине курсбора в 50 рублей в сутки с человека такого показателя можно достигнуть только в том случае, если плательщиками нового налога станут по крайней мере 56-60% от общего количества отдыхающих. Но при обсуждении законопроекта депутат от Ставрополья Ольга Казакова с цифрами в руках доказывала, что 80% отдыхающих на курортах КМВ относятся к льготным категориям. Следовательно, курсбор с них взиматься не будет. Как оставшихся 20% плательщиков превратить в требуемые 60% – задача не из лёгких. И здесь без квалифицированной помощи экономистов из Минкавказа никак не обойтись.

От экспертного мнения отмахнулись

С момента принятия проекта закона о курсборе в первом чтении вокруг него в прессе не прекращалась жаркая дискуссия. Министр курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края Христофор Константиниди 3 июля заявил, что, прежде чем вводить курортный сбор, надо обосновать доходную и расходную части, чтобы они не стали фактором, который отпугнёт туристов. Ещё он сослался на международный опыт, красноречиво свидетельствующий о том, что всегда и везде курортный сбор ориентирован на въездной туризм. В России же в экспериментальном порядке принимается решение создать дополнительные трудности внутреннему туризму, что не совсем понятно.

В июне 2017 года Российский союз туриндустрии зафиксировал падение организованного туристического потока на курорты Краснодарского края не менее чем на 25%. По мнению туроператоров, падение спроса связано с открытием турецкого направления, дороговизной перелётов и повышением цен на объектах размещения.

О том, что вводимый сбор может очень больно ударить как по предприятиям туротрасли, которые проводят низкую ценовую политику, так и по низкобюджетным отдыхающим, на совещании со спикером Совфеда Валентиной Матвиенко сообщил председатель Общественной палаты Республики Адыгея Руслан Устов.

Кстати, о низкобюджетных отдыхающих. Согласно глобальному пенсионному индексу (Global Retirement Index), Россия остаётся одной из худших стран в мире для пенсионеров. В рейтинге этого года, в который вошли 43 страны, она заняла 40-ю строчку. В своих расчётах специалисты французской финансовой корпорации Natixis анализируют четыре фактора: финансовую ситуацию, материальную обеспеченность, качество жизни и здоровье.

С учётом новых факторов, таких, как курортный сбор, в следующем году наша страна имеет все шансы оказаться антилидером рейтинга.

Оправдываются опасения экспертов по поводу различных злоупотреблений вокруг курортного сбора. Ещё до принятия законопроекта во втором чтении из Крыма стала приходить информация о неких инициативных людях, требующих с курортников уплаты курортного сбора. На сайте бронирования отелей Краснодарского края уже давно появилась информация о каком-то «городском налоге». Эти и подобные им факты вносят определённую нервозность, заставляя россиян выбирать для отдыха более спокойные и менее проблемные места. Например, в той же Анталии, где отдых в отеле по системе «всё включено» обойдётся в 1,5 тыс. рублей в день. В то время как отдых в санатории Кавминвод потянет как минимум на 2,5 тысячи за сутки. И это не считая транспортных затрат.

Как ни крути, получается, что курортному сбору суждено сыграть роль некоего заградительного барьера. Правда, это не мешает министру РФ по делам Северного Кавказа Льву Кузнецову утверждать, что введение нового сбора носит стимулирующий характер.

Примечательно также, что, проводя 10 июля парламентские слушания, спикер Госдумы Владимир Володин призвал региональные власти и органы местного самоуправления искать дополнительные возможности для повышения качества курортной инфраструктуры. По его мнению, сделать это необходимо в интересах отдыхающих ещё до принятия закона. Вероятнее всего, в регионах его просто не услышали.

«У сильного всегда бессильный виноват»

Наблюдая за всеми этими странностями, сопровождающими процедуру рождения нового налога, многие пытаются понять, куда же пойдут собранные миллиарды (конечно же, в том случае, если их удастся собрать). А вот здесь аргументация сторонников налога на отдых предстаёт довольно странной и неубедительной. Взять хотя бы главу города-курорта Геленджик Виктора Хрестина, заявившего:«Курортный сбор позволил бы решить множество вопросов, среди которых проблемы бесхозной ливневой канализации, изношенности системы водоснабжения, благоустройства дорог». О том, что это не глупость отдельно взятого чиновника, а стройная система взглядов, базирующаяся на сомнительном постулате, становится очевидным из выступления губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева, подтвердившего, что курортный сбор «необходим был ещё вчера». По словам главы региона, на модернизацию коммунальной инфраструктуры требуются миллиарды рублей: «8 млрд рублей – на очистные в Геленджике, 15 млрд – на реконструкцию всех водопроводов, 10 млрд. – на газификацию, 5 млрд – на электроснабжение». О курортной инфраструктуре, обо всех этих бюветах, питьевых галереях, скважинах, терренкурах и т. д. – ни слова. Получается, что курортный сбор необходим, чтобы залатать дыры в коммунальной инфраструктуре?

Однако на этот счёт существует точка зрения, озвученная Президентом России Владимиром Путиным. 5 июля 2017 года во время встречи с руководителем страны губернатор Тверской области Игорь Руденя с цифрами в руках показал, как некрасиво (с точки зрения закона) ведут себя коммунальщики. По словам губернатора, «не все деньги, полученные от жителей в качестве оплаты за водоснабжение, идут на создание современных коммунальных систем». Большая часть прибыли уходит в офшоры. «Самое главное – добиться целевого использования денег, которые платит население, особенно это касается инвестиций в оборудование, модернизацию трасс», – сообщил Игорь Руденя.

Реакция Президента была предсказуемой. «Хорошо, доложите мне о результатах», – потребовал Владимир Путин.

То, что так не понравилось главе государства, характерно не только для водоснабжения. Инвестиционная составляющая всегда была и остаётся в тарифах на электро– и газоснабжение. Но она каким-то странным образом испаряется, не дойдя до модернизации коммунальных объектов. А в это время некоторые инициативные граждане незаконно обогащаются и «утекают» вместе с капиталом за границу.

Вместо того чтобы бороться с этим злом, государство (в лице исполнительной и законодательной ветвей власти) предлагает населению ещё раз заплатить за то, за что оно уже заплатило. Трудно согласиться, что такие действия как-то коррелируют с принципами социальной справедливости.

Что же получается в итоге? С помощью курортного сбора губернаторы хотят закрыть бреши в ЖКХ, образовавшиеся в том числе и по их вине. Вместе с тем мало кто верит, что нарисованные миллиарды в конечном итоге удастся собрать. До сих пор не прекращаются споры о том, кто и как будет собирать деньги с туристов; необходимо это делать разово или ежедневно; как вывести из тени «частника» и как заставить раскошелиться «уклонистов», которых, по прогнозу, ожидается не менее 50%?

Без чёткого ответа на эти и другие вопросы не следовало бы так опрометчиво бросаться в омут курсбора. Поэтому жаль, что разумные доводы не смогли убедить народных избранников не принимать поспешных решений.

О том, что с курсбором перемудрили и сильно преувеличили его роль в возрождении отечественных курортов, станет ясно сразу же, как только он попытается заработать в полную силу.

И тогда в очередной раз методом проб и ошибок будет подтверждена справедливость высказывания о том, что курсбор, как цыплят, по осени считают.

Комментарии ()