еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Корпорация монополизирует «Ессентуки № 17»

    «Стратегия развития АО «Кавминкурортресурсы»», утверждённая в конце января текущего года советом директоров поглотившей её «Корпорацией развития Северного Кавказа», несмотря на неоднозначную оценку со стороны экспертного сообщества, тем не менее, стала воплощаться в жизнь.
   Это именно та Стратегия, которую ради шутки сразу же окрестили «Стратегией «Три по двести»». Как известно, Корпорация пообещала в ближайшие шесть лет поднять экономические показатели генерального недропользователя Кавказских Минеральных Вод – «Кавминкурортресурсов» – на небывалую высоту простым и незатейливым способом, решив триединую задачу. Во-первых, «КМКР» надлежит за 200 млн рублей отремонтировать всё своё находящееся не в лучшем состоянии бальнеохозяйство. Во-вторых, недропользователь, владеющий лицензией примерно на 2/3 всех добываемых в курортном регионе минеральных вод, с 2016 года будет самостоятельно осуществлять их промышленный розлив, полагая, что способен заработать на этом поприще те же 200 млн рублей. Ну и, наконец, в-третьих, на заработанные от продажи бутилированной минеральной воды 200 млн рублей «КМКР» собирается построить несколько бань с бассейнами из минеральной воды, из чувства патриотизма и стремления к импортозамещению обозвав их «термами».

Корпорация превратила недропользователя в бутилятора

    Как видно, задача перед предприятием, которое на протяжении без малого полстолетия являлось ключевым звеном инфраструктуры четырёх федеральных курортов и гарантировало бесперебойное снабжение их минеральными водами и лечебной грязью Тамбуканского озера, теперь поставлена совершенно иная. Главным «мерилом ценностей» стала её величество прибыль. Причём, любой ценой: можно и баньку возле термального источника соорудить, можно и устоявшийся рынок бутилированной минеральной воды перекроить «под себя».


   Собственно говоря, перемены на этом рынке стали уже свершившимся фактом. В рамках реализации «Стратегии развития» с 1 июля 2016 года АО «КМКР» полностью прекратило поставки минеральных вод «Ессентуки № 4» и «Ессентуки № 17» заводам, осуществляющим промышленный розлив, и запустило собственное производство указанной минеральной воды на арендуемых у ООО УЗРМВ «Аква-Вайт» и ООО «Торговый дом «Кавминпрод»» линиях. До последнего времени правом поставлять в торговую сеть бутилированные «Ессентуки № 17» обладало около десятка местных товаропроизводителей. Кроме указанных выше компаний свидетельством на НМПТ «Ессентуки № 17», выданным Федеральной службой Роспатент, обладали также ООО «Ессентукский пивзавод», ООО «Славяновская.», ЗАО «Старый источник», ООО «ОВК», ООО «Тэсти», ООО «Элита-Минерал групп». Как видим, это все компании с хорошей репутацией, длительное время работающие на рынке, выступающие за социальную ответственность бизнеса. Непонятно из каких соображений Корпорация посчитала уместным голословно обвинить всех производителей «Ессентуки № 17» в выпуске контрафактной продукции и на этом основании лишила их поставок минеральной воды ессентукского типа.


    В первый день сентября текущего года на заводы и в торговые сети было направлено грозное «Информационное письмо» за подписью представителя АО «КРСК» – управляющей компании АО «КМКР» Максима Агаркова. В этом письме представитель Корпорации настойчиво рекомендовал «обращать внимание на выбор поставщиков при осуществлении дальнейших закупок продукции «Ессентуки № 4» и «Ессентуки № 17». Он даже не постеснялся припугнуть их, заявив, что «контрафактный товар – это не только риск запятнать репутацию и риск наложения штрафных санкций (в размере 5-кратной стоимости товара с его конфискацией) – это, прежде всего, угроза здоровью потребителей».
Ещё Максим Агарков уведомил всех, что «согласно ГОСТ Р 54316-2011 «Воды минеральные природные питьевые» добыча минеральной воды типа «Ессентуки № 17» осуществляется из скважин №№ 17-бис, 36-бис, 46, 24-бис-1». Только ведь весь фокус в том, что скважина № 24-бис-1 в указанный ГОСТ не включена. Следовательно, никаких законных оснований указывать на этикетке минеральной воды, добываемой из скважины № 24-бис-1, что это «Ессентуки № 17», не существует. А это – 60 % всех «Ессентуки № 17», добываемых АО «КМКР» на Центральном участке Ессентукского месторождения минеральных вод. Так что, кто круче «проказничает» с известными брендами – это ещё вопрос.


Схватку за «Ессентуки № 17» федеральный курорт проиграл

    Не секрет, что с 70-х годов прошлого века на Ессентукском курорте стал ощущаться острейший дефицит минеральной воды «Ессентуки № 17». Чтобы снять эту проблему гидрогеологи трудились не один год, пока не пробурили в районе села Новоблагодарного скважину № 46, из которой можно было добывать ту же самую «соляно-щелочную» воду. На небольшом расстоянии от этой скважины пробурили ещё одну – № 49-Э с минеральной водой «Ессентуки № 4». Общий отбор из двух скважин составил примерно 120 куб. м/сутки, что значительно превышало ресурс Центрального участка и позволяло знаменитому курорту с оптимизмом смотреть в будущее. Но в 90-х годах прошлого века скважины №№ 46 и 49-Э, призванные обеспечить будущее развитие курорта Ессентуки, перешли в частные руки. Через непродолжительное время их перекупила компания «Вимм-Билль-Данн», ставшая в 2011 году составной частью компании «Пепси-кола». Таким способом известный федеральный курорт утратил перспективу расширения, так как на запасах Центрального участка, половина из которых шла на промышленный розлив, строить новые здравницы, не обеспеченные природной минеральной водой, было недальновидно.

«Медкластеру» не интересна судьба курорта Ессентуки

    Но из этого получается, что, под чутким руководством Минкавказа, действия АО «КРСК» и его «филиала» в лице АО «Кавминкурортресурсы», направленные на монополизацию бренда «Ессентуки № 17» и реверанс в сторону промышленного розлива известной минеральной воды, в ближайшей перспективе могут привести к негативным последствиям для курорта Ессентуки. Дополнительными аргументами в пользу такого сценария развития событий являются приоритеты, обозначенные Минкавказа и Корпорацией при разработке проекта «медицинского кластера».


    Как известно, кроме медицинского университета и опасного фармацевтического производства, по замыслу идеологов «кластеризации» Кавминвод, в районе Минераловодского аэропорта предполагается построить несколько специализированных университетских клиник. Так вот, профиль указанных клиник абсолютно не совпадает с профилем федерального курорта Ессентуки, специализирующимся на профилактике и лечении заболеваний обмена веществ, сахарного диабета, ожирения.


    По данным Всемирной организации здравоохранения во многих странах отмечается рост этих заболеваний. И наша страна не является исключением.

    Самым правильным в сложившейся ситуации было бы максимально использовать природные факторы курорта Ессентуки для санаторно-курортного лечения. Но это не сулит быстрого получения прибыли «Кавминкурортресурсам».


    Чего не скажешь о предлагаемом ими способе улучшения экономических показателей основного недропользователя Кавминвод – разлить «Ессентуки № 17» по бутылкам, предварительно убрав с рынка всех конкурентов, – и вот она, такая желанная прибыль. А курорт как хочет, так пусть и живёт без минеральной воды. В конце концов, в «медицинском кластере» могут придумать, на европейский манер, какие-нибудь эрзац-процедуры, вроде жемчужных или хвойных ванн, а, может быть, новомодной «чудодейственной» минеральной воды на основе «Бон-Аква» или «Аква-Минерале».

Двойные стандарты Корпорации

    Что ещё вызывает недоумение в действиях «Кавминкурортресурсов» так это их удивительная избирательность. Предприятие владеет лицензией не только на добычу минеральной воды на Центральном участке Ессентукского месторождения. У них есть законное право добывать минералку на Железноводском, Кисловодском и Пятигорском курортах. Но никакую другую минеральную воду, кроме «Ессентуки № 17», они не собираются монополизировать. Объяснение этому факту простое. Запасы «Машук-19» на Пятигорском месторождении составляют 310 куб. м/сутки.

    Среднесуточный отбор не превышает 5% от утверждённых запасов. Причём, используют данную воду только санатории. Её промышленный розлив, после того как был уничтожен Пятигорский пивзавод, не осуществляет никто. Стало быть, предмета спора по «Машук-19» нет.

   Утверждённые запасы минеральной воды Железноводского типа, поставляемой в торговую сеть под маркой «Славяновская», составляют 1216 куб. м/сутки. Фактически отбор не превышает 45%. И это несмотря на то, что кроме огромного количества санаторно-курортных учреждений, «Славяновская» поставляется на добрых два десятка заводов розлива. Сказать, что требования к бутилированию указанной воды отличаются от тех требований, которые предъявляются к промышленному розливу «Ессентуки № 17» , значит покривить душой. Стало быть, проблема в другом. То, чего много у «Кавминкурортресурсов», они готовы продавать любому и в любом количестве, при этом никого голословно не обвиняя в якобы имеющих место поставках в торговую сеть контрафактной продукции. Но, в случае с «Ессентуками № 17», к тем же предприятия у «КМКР» подход оказывается совершенно иной. Это более походит на политику двойных стандартов, чем на борьбу за чистоту бренда.

    Что же получается в «сухом осадке»? Передел рынка бутилированной минеральной воды «Ессентуки № 17» является случившимся фактом. Тот, кто обвиняет остальных в поставках «контрафактных» «ессентуков» сам оказался не столь уж кристально чистым, в частности, с некрасивой, якобы ГОСТовской историей скважины № 24-бис-1. Что же касается обвинения в поставках другими предприятиями продукции, представляющей «угрозу здоровью потребителей» – это достаточно серьёзное обвинение, и оно должно быть подкреплено конкретными фактами.

   В противном случае стремление монополизировать бренд «Ессентуки № 17» объяснить будет достаточно непросто. Да и восстановление подорванного авторитета «Кавминкурортресурсов» превратится в довольно трудно решаемую задачу.

Олег КАЗАКОВ

Комментарии ()

  1. 1234 18 октября 2016, 14:46(Комментарий был изменён) # 0
    Уважаемый редактор! Я не очень разбираюсь в освещенной проблеме.
    Но согласно Изменению N 3, к указанному в Вашей публикации ГОСТу, скважина 24-бис-1
    введена в ГОСТ (группа XXVа, тип «Ессентукский N 17», графу «Наименование представителя гидрохимического типа минеральной воды и ее местонахождение»)