еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Центр, который считает всё. Угрожает ли Ставрополью коммунальный монополист?

Ни один вопрос не стоит так остро перед жителями Ставрополья, как проблемы, связанные с оплатой жилищно-коммунальных услуг. ЖКХ нашего региона представляет собой настоящий гордиев узел нерешаемых проблем: растущие, как на дрожжах, тарифы, порой значительно превышающие те, что установлены в соседних республиках СКФО, регулярные скандалы, связанные с деятельностью «Фонда капитального ремонта», появление управляющих компаний-однодневок и т.д. На фоне всего перечисленного создание в крае единого «Регионального расчетного центра» мгновенно вызвало неприятие значительной части плательщиков, ожидающих очередного коммунального подвоха со стороны власти. Масла в огонь подлило недавнее заявление руководителя УФАС Сергея Никитина о проведении проверки в этой недавно созданной структуре и уже выявленных нарушениях.

Начало работы ГУП «РРЦ Ставропольского края» было воспринято как неприкрытая попытка монополизировать прием платежей у населения без предоставления реальной, законодательно гарантированной альтернативы. Повод для беспокойства резонный, учитывая, что сам центр создан и контролируется правительством края.

Сегодня право взимать коммунальные платежи у населения имеет целый ряд структур – от собственно поставщиков коммунальных ресурсов до городских и районных расчетно-кассовых центров. Потому вопрос, куда понесут жители Ставрополья свои кровно заработанные рубли, остается открытым.

Стало ли начисление прозрачным?

Справедливости ради стоит напомнить, что сама идея создания единого регионального РКЦ появилась не сегодня и даже не вчера, и принадлежит она отнюдь не кому-то из членов команды действующего губернатора Владимира Владимирова. О создании центра СМИ впервые сообщили летом 2012 года во время недолгого руководства Валерия Зеренкова.

Тогда жителей региона обрадовали новостью: скоро все коммунальные платежи будут осуществляться по принципу «одного окна», то есть населению больше не придется платить каждой ресурсоснабжающей организации отдельно, сам процесс оплаты будет существенно упрощен, но главное: произведение начислений станет максимально прозрачным, а контроль за деятельностью управляющих организаций усилится. Одним словом, намерения озвучивались самые благие.

Сообщалось, что новую структуру планируется создать на базе государственного унитарного предприятия «Крайтехинвентаризация» после его реорганизации, а пилотной площадкой для обкатки станет Светлоград. Далее полученный опыт предполагалось распространить на всё Ставрополье. Несмотря на то, что распоряжение о проведении реорганизации было подписано в 2013 году, ГУП «Региональный расчетный центр» было зарегистрировано только спустя три года.

После первого информационного всплеска интерес к теме постепенно угас. Ничего удивительного в этом нет: в последние годы единые расчетные центры, как грибы после дождя, появлялись в городах и районных центрах Ставрополья. Видимо, поэтому рождению нового предприятия не придали особого значения, и совершенно напрасно, ведь дискуссии вокруг деятельности единых расчетно-кассовых центров к тому времени уже носили федеральный масштаб. И связаны они отнюдь не с мнимой прозрачностью проводимых начислений, а как раз наоборот.

От скандала до скандала

Скандалы, связанные с работой единых центров оплаты, с завидным постоянством происходят в разных субъектах РФ, причем год от года их не становится меньше. Речь идет о нарушениях, выявленных как в результате проверок, проведенных региональными управлениями ФАС, так и по заявлениям, поступившим в правоохранительные органы.

В большинстве случаев речь идет о нарушении законодательства о защите конкуренции. Среди случаев, получивших наиболее широкую огласку, стал скандал, произошедший в Уфе в 2013 году. Тогда местное управление ФАС выявило в работе городского МУП «ЕРКЦ», а также восьми районных управлений жилищного хозяйства многочисленные нарушения, следствием которых стало искусственное завышение тарифов. Как сообщали СМИ, руководство местного ЕРКЦ умудрялось включать в платежные квитанции суммы, предназначенные для возмещения расходов на покупку дорогих иномарок, программное обеспечение компьютеров, ну и, конечно, содержание себя любимых – годовая зарплата только административного аппарата центра превысила 50 миллионов рублей. К счастью, бдительность домкомов, работа антимонопольной службы и вынесенное судебное решение поставили точку в незаконном обогащении уфимских коммунальщиков.

Кто-то скажет, что это дела давно минувших дней. Но в том-то и дело, что подобные случаи не являются единичными. Так, в этом году фигурантом уже уголовного дела стал директор ООО «ЕРКЦ» Твери, которого обвиняют в злоупотреблении полномочиями. По данным следствия, сумма нанесенного городу ущерба составила свыше 2 млн рублей.

Ультиматум монополиста

Подобные случаи встречаются в новостных лентах с завидной периодичностью. Но гораздо большее негодование руководителей управляющих компаний и населения вызывают получившие огласку факты прямого давления со стороны региональных властей, в ряде случаев выступающих учредителями единых расчетных центров.

Один из последних ярких примеров – Ярославская область, где региональный департамент ЖКХ рассылал в муниципалитеты письма, содержащие проект договора об организации расчетов за жилищно-коммунальные услуги с АО «Ярославский областной единый информационно-расчетный центр» и предложение направить указанный документ для подписи директорам УК. Главы муниципалитетов послушно взяли под козырек, вот только руководители управляющих компаний города Рыбинска следовать их примеру отказались и обратились с жалобами в УФАС, где вскоре подтвердили имеющее место нарушение законодательства о защите конкуренции и потребовали прекратить подобную порочную практику.

Последний пример лучше всего демонстрирует, чего, собственно, опасаются ставропольские плательщики – появления созданного краевым правительством монополиста, способного уничтожить любую конкуренцию.

Повторимся: сегодня на территории края взиманием платы с населения занимаются десятки расчетных центров, учредителями которых выступают как местные администрации, так и физические лица. Так, в Кисловодске платежи за ЖКУ (кроме электроэнергии) принимает ООО «ЕРКЦ». Это же предприятие перечисляет полученные средства на счета ресурсоснабжающих и жилищных организаций. В Георгиевске аналогичные функции выполняет муниципальное унитарное предприятие. ЕРКЦ Пятигорска, зарегистрированный в 2007 году как МУП, в 2015 году был реорганизован в ООО, учредителем которого стала городская администрация.

Что станет с этими и им подобными структурами? Продолжат ли они функционировать или уступят место более молодой организации, имеющей поддержку в правительстве края?

А проверка-то продолжается!

Проблемы, связанные с работой единых расчетно-кассовых центров, обсуждались и в ходе прошедшего в Ставрополе сентябрьского семинара-совещания территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, участие в котором принял специально прибывший из Москвы статс-секретарь, заместитель руководителя ФАС РФ Андрей Цариковский. Последний призвал журналистов при освещении проблематики отказаться от необоснованной критики, а оперировать фактами, имеющими место в каждом отдельно взятом случае (подробнее – «О тарифах, конкуренции и госзакупках», №39 (401) от 10 октября 2017 г.).

При этом он добавил, что многое зависит от того, кто является учредителем того или иного центра, создан он как государственное или муниципальное предприятие или же является частной организацией. Правда, ознакомившись с приведенными выше фактами, легко можно убедиться в том, что организационно-правовая форма далеко не всегда является гарантией соблюдения норм закона, в том числе защищающего конкуренцию. В той же Уфе речь идет о муниципальном предприятии, в Туле – об ООО, а в Ярославской области правительство без всякого стеснения лоббировало интересы созданного при его непосредственном участии акционерного общества.

Говоря о ставропольском ГУП «Региональный расчетный центр», руководитель регионального УФАС Сергей Никитин заметил, что в возглавляемое им ведомство уже поступили заявления с просьбой проверить работу молодого предприятия на соответствие требованиям конкурентного законодательства. По его словам, недовольство исходит как со стороны управляющих компаний, так и ресурсоснабжающих организаций.

«У каждого лица, осуществляющего оплату коммунальных услуг, должны быть альтернатива, право выбора, что соответствует принципам конкуренции, - заметил С. Никитин. – Первичные выводы таковы: мы усматриваем признаки нарушения антимонопольного законодательства. По итогам будут возбуждено дело и принято соответствующее решение», - добавил он, подчеркнув, что проверка все-таки еще продолжается.

Несмотря на отсутствие конкретных данных, информация о выявленных нарушениях была озвучена. Выходит, что опасения о появлении коммунального монополиста могут подтвердиться? Пожалуй, скоропалительных выводов делать не стоит, лучше дождаться окончательных результатов.

Тем не менее озвученное позволяет предположить, что определенное воздействие на руководителей УК все-таки имело место. Не зря же они были названы среди тех, кто активно выражает протест? Пока остается верить в то, что уровень конкуренции на Ставрополье остается высоким, как нас в том уверяет руководство УФАС, а значит, коммунальному монополисту не дадут развернуться в полную силу.

Комментарии ()