еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Клейма негде ставить?

Информация о том, что в отношении министра строительства, дорожного хозяйства и транспорта СК Игоря Васильева возбуждено уголовное дело, в его доме и на рабочем месте прошли обыски, а сам он заключён под домашний арест, особого удивления не вызвали. А только чувство дежа вю. Ибо господину министру не привыкать быть ньюсмейкером скандальных новостей.

Дурная слава

За всё время его «строительно-дорожной» деятельности на различных должностях он не раз становился фигурантом уголовных дел коррупционного толка. Впервые – в 2010 году, когда Васильев уже два года занимал министерское кресло, но тогда речь шла о его старых делишках. Ещё в начале нулевых, будучи руководителем ГУП СК «Дирекция строящихся автомобильных дорог», он распоряжался казёнными деньгами, как собственными. В частности, заключал от имени предприятия договоры страхования с ОАО «Регионгарант», директором которого являлась его жена, причём стоимость услуг этой страховой компании обошлась ГУПу куда дороже, чем у аналогичных страховых компаний. Кроме того, перечислял деньги ГУПа некоему благотворительному фонду «Интеркультура» за заграничное обучение своей дочери.

А чего стоит его романтическая поездка (в документах значившаяся как деловая командировка) с одной из своих сотрудниц в Швейцарию, на которую он спустил 400 тыс. бюджетных рублей. И, как рассказывал источник в правоохранительных органах, будучи уличённым в швейцарском загуле, министр повёл себя совершенно не по-мужски. На допросах всю вину валил на даму сердца: дескать, я совсем не виноват, это она, негодница, совратила меня не только с истинного пути супружеской верности, но и заставила поступиться интересами службы в плане финансов. В общем, даже видавшие виды оперативники брезгливо морщились, слушая этот, как выразился великий поэт, «жалкий лепет оправданья».

И эти запредельные траты он позволял себе на фоне выявленных ведомственной проверкой профильного министерства финансовых нарушений в ГУПе на астрономическую сумму – 50 миллионов. (Интересный факт – став в 2008 году министром, Васильев первым делом упразднил ту самую контрольно-ревизионную службу, надзиравшую за расходованиями средств дорожными ГУПами. Отомстил, надо полагать. Или убрал излишне придирчивое ведомство, чтобы не мешало делать деньги?).

Под губернаторским крылом

В общем, доказательной базы для того, чтобы отправить г-на Васильева в места не столь отдалённые, уже тогда хватало с головой. Но тут в бой вступила тяжёлая артиллерия в виде тогдашнего губернатора Валерия Гаевского. Который грудью встал на защиту своего «птенца». Было прямо неудобно наблюдать, как первое лицо края, отбросив все правила приличия и даже не соблюдая видимость беспристрастности, развернул широкомасштабную кампанию, твердя на всех углах о произволе силовиков и настойчиво призывая их «не делать громкие выводы на ровном месте». В итоге дело замяли.

Но не успел скандал утихнуть, как разгорелся новый, буквально через несколько месяцев было возбуждено новое уголовное дело, сразу по трём статьям Уголовного кодекса: «Злоупотребление полномочиями», «Присвоение в крупном размере с использованием служебного положения» и «Мошенничество в особо крупном размере». Но и эта попытка силовиков провалилась. Несмотря на все железобетонные доказательства, суд признал возбуждение дела незаконным, и это решение вопреки кассации прокуратуры вступило в законную силу. И, опять же, как поговаривают, всё это случилось благодаря хлопотам Гаевского. И влиятельным родственникам самого Васильева, занимающим высокие посты в компетентных органах рангом повыше краевых.

Как бы то ни было, синекура Васильева продолжалась до тех пор, пока его покровителя Гаевского не попросили освободить губернаторское кресло. А пришедший ему на смену Валерий Зеренков не захотел держать в своей команде человека с не просто подмоченной, а промокшей насквозь репутацией. Так что пришлось Игорю Александровичу подвизаться на каких-то маловразумительных должностях: то заместителем генерального директора ООО «Строительный дорожный контроль», то пару недель (!) первым заместителем начальника главного управления дорожного хозяйства Московской области.

 

Старые привычки

И уж не знаю, кто посоветовал нынешнему главе региона Владимиру Владимирову усадить назад в министерское кресло человека с «интересной биографией», да ещё и доверить ему два министерства вместо одного (как помним, на заре губернаторства Владимирова дорожную и строительную отрасль слили в один флакон). Но кто бы ни был этот таинственный советчик, услугу губернатору он оказал медвежью.

Потому как, вернувшись на пост главнокомандующего дорогами и стройками края, Игорь Васильев, судя по всему, принялся за старое. Благо, вернул в команду и сделал своими заместителями старых и верных соратников (в отношении которых также в прошлом возбуждались уголовные дела) Александра Иванова и Николая Небесского.

Взять хотя бы разразившийся в 2015 году скандал вокруг реконструкции проезжей части на улице Космонавтов в Ставрополе. В отношении руководителя фирмы-подрядчика ООО «ДМД» Масиса Давтяна было возбуждено уголовное дело. Ему вменяли в вину присвоение почти 200 млн рублей, выделенных по контракту на строительство этой транспортной артерии. Как оказалось, почти все материалы, которые были задействованы при строительстве – левые. Они не покупались фирмой (хотя по документам проходили как приобретённые у тех или иных компаний), а брались по принципу «плохо лежит». Гравий – из «диких» карьеров, щебень и прочие инертные материалы – оттуда же. Кроме того, против руководителя ООО «ДМД» было возбуждено ещё одно уголовное дело по факту хищений 340 миллионов бюджетных рублей по аналогичной схеме при проведении дорожных работ в Кочубеевском и Шпаковском районах по заказу краевого министерства дорожного хозяйства. И вот что интересно – в обоих уголовных делах фигурировали некие «неустановленные лица», помогавшие ему прикарманивать казённые денежки. И не надо быть семи пядей во лбу, чтобы не догадаться, что столь масштабное мошенничество невозможно без участия чиновников регионального миндора.

А тот факт, что победа в тендерах на дорожное строительство, особенно если речь идёт о десятках миллионов рублей, никогда не обходится без протекции в высших эшелонах министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта, не скрывают и сами дорожники. Впрочем, пугливо добавляя, что эта информация – не для печати. Ведь, как «по секрету» рассказывают руководители таких фирм, откат за тендер иногда доходит до 25 процентов от суммы контракта. Вот и приходится потом ловчить, заниматься приписками и использованием некондиционного строительного материала, чтобы покрыть эти расходы.

Кладём асфальт в снег, а денежки – в карман?

А поразившее в прошлом декабре всех жителей Ставрополя до глубины души ремонтное действо, развернувшееся на проспекте Кулакова и ряде других улиц? Когда асфальт укладывали прямо на снег. А обнаруженные на сайте госзакупок 12 тендеров на проведение дорожных работ в зимнее время на общую сумму свыше 11 миллионов рублей? На все вопросы тогда министр отвечал заученными фразами. По поводу тендеров – что они в большинстве не были связаны с асфальтоукладочными работами, а предусматривали, например, профилировку гравийного полотна, реконструкцию дорожных знаков и другие работы, которые можно выполнять в любое время года. А по поводу как раз-таки асфальтоукладочных работ в Ставрополе – что дорожники выполняли заказ администрации города, которая в свою очередь исполняла предписания ГИБДД о необходимости в 10-дневный срок избавиться от глубоких ям, образовавшихся на проезжей части.

Поэтому и была применена так называемая технология холодного асфальта, которую можно использовать и при минусовых температурах. Правда, что эта технология, разработанная для регионов с суровым климатом, не даёт того качества, какого можно добиться обычным «горячим» способом, зато стоимость материалов в десять раз выше обычной, министр предпочёл особо не распространяться. Как и не сумел вразумительно ответить на вопросы: неужели была такая срочность применения дорогущей, но сомнительного качества в плане долговечности технологии? Почему бы было просто не засыпать ямы песчано-гравийной смесью до весны, чтобы позже заделать надёжным и долговечным покрытием? Да и вообще, где гарантия, что в ямы на Кулакова на самом деле, а не только по документам был залит этот пресловутый холодный асфальт космической стоимости, а не какой-либо суррогат для отвода глаз? Разве такие подлоги – редкость?

Грехи и огрехи

А обнаруженные прокуратурой в этот же период шесть контрактов на ремонт дорог на сумму свыше 1,5 млрд рублей без проведения торгов без законных на то оснований? В министерстве пытались отбить претензии надзорного ведомства, мотивируя свои действия тем, что из-за ливней в июне 2016 года дороги быстро пришли в негодность, и необходимо было принимать чрезвычайные меры. Быстро провести торги не представлялось возможным. Однако в прокуратуре возразили, что в министерстве знали заранее о необходимости ремонта этих участков дорог. Но по непонятным (или, наоборот, очень понятным) причинам контракты без торгов заключены с единственным поставщиком.

И таких «минут славы» за Васильевым и его ведомством – вагон и маленькая тележка. И не только в дорожной отрасли. Со строительством также не всё гладко: черепашьи темпы возведения детских садов, замешенные на коррупционных схемах. Проваленная «от» и «до» программа по обеспечению жильём детей-сирот и программа переселения из ветхого жилья. А затянутая до неприличия сдача в эксплуатацию нового перинатального центра? Перечислять «подвиги» можно долго. Поэтому-то никакого удивления нынешняя новость не вызвала. Разве что поразило молчание главы края по этому поводу.

Комментарии ()