еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Идеи, отравляющие душу

Что мы знаем о современном экстремизме, окрашенном в религиозные тона? Отвечая на этот вопрос, большинство из нас, несомненно, вообразит себе одержимого безумными идеями, вооружённого до зубов фанатика. Подобное представление действительно верно и одновременно поверхностно. В сегодняшней России запрещена деятельность десятков религиозных объединений самого разного идеологического направления. Но несмотря на вынесенные судами решения последователи ряда запрещённых организаций продолжают нести свои идеи в массы, а главным объектом проповеди видят ищущих смысл жизни представителей юного поколения.

О том, как не попасть на крючок пропагандистам сомнительных духовных истин в реальной жизни и виртуальном пространстве, ставропольским студентам в течение недели рассказывали ведущие специалисты в области религии – как местные, так и приглашённые из Москвы. Инициатива проведения специального лекционного курса принадлежит руководству регионального комитета по делам национальностей и казачества.

Предупреждён – значит вооружён

«На протяжении четырёх дней лекции были прочитаны в трёх ведущих вузах краевого центра – медицинском, аграрном и Северокавказском федеральном университетах, Пятигорском государственном университете, а также в Нефтекумске для учащихся регионального политехнического колледжа и старшеклассников городских школ, – рассказал «Ставропольскому репортёру» начальник отдела по предупреждению этнического и религиозного экстремизма комитета Владислав Зритнев. – Таким образом, в рамках проведённого мероприятия была охвачена существенная часть Ставропольского края. Количество слушателей в целом составило порядка 1,5 тыс. человек».

Обращает на себя внимание тот факт, что в процессе чтения лекций рассматривалась проблематика исключительно религиозного радикализма без учёта этнического и политического факторов. С одной стороны, практика показывает: значительная часть уголовных дел сегодня возбуждается по признакам разжигания межнациональной розни, а также призывов к изменению территориальной целостности страны или насильственному свержению конституционного строя. С другой, неуклонно растёт количество обвинительных приговоров в отношении лиц, выезжающих или пытающихся выехать из страны с целью примкнуть к радикальным исламистским группировкам типа ИГИЛ или «Джебхат ан-Нусра», деятельность которых запрещена в России. Такие примеры имеют место как на Ставрополье, так и в соседних республиках СКФО.

«В первую очередь тематика мероприятия связана с контекстом текущего момента, – поясняет В. Зритнев. – Учитывая события, происходящие в мире и ту негативную роль, которую в них вносят нетрадиционные религиозные течения, можно говорить, что пропаганда именно религиозного радикализма сегодня стоит на первом месте и представляет главную угрозу общественной безопасности».

Особо отмечено, что содержание лекций разрабатывалось совместно с учёными-религиоведами: доктором философских наук, профессором кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Александром Саввиным и доктором философских наук, профессором кафедры социальной философии и этнологии Гуманитарного института СКФУ Алексеем Лагуновым. Цель – осветить потенциальную опасность попадания в деструктивные религиозные организации, показать на практических примерах, как это происходит, и дать рекомендации, как избежать вербовки. Учитывая, что спектр религиозного экстремизма весьма многообразен, работать пришлось с большим объёмом теоретической и практической информации.

«Начинать нужно с основ...»

«К сожалению, приходится констатировать: сегодня необходимо проводить настоящий религиозный ликбез, то есть ликвидировать имеющую место безграмотность в вопросах религии. Причём касается это не только молодого поколения», – констатировал в беседе с корреспондентом «Ставропольского репортёра» ответственный за теоретическую часть прошедшего мероприятия профессор Алексей Лагунов.

По его словам, уровень знаний о традиционных религиях в обществе приближается к нулю. Что тогда говорить о нетрадиционных конфессиях, в обиходе именуемых сектами? Профессор озвучивает статистику: более 90 процентов ставропольских студентов называют себя верующими людьми, при этом около 80% опрошенных связывают свою веру с традиционными религиями (есть и такие, которые не определились или же верят «вообще»). Однако дать ответы на простейшие вопросы, касающиеся конфессиональной догматики, могут лишь единицы.

Вывод напрашивается сам собой: не имея знаний о традиционных конфессиях, очень легко поддаться влиянию проповедников деструктивных религиозных движений. «Многие вовлекаются туда по причине незнания», – подчёркивает профессор. Потому свои лекции он начинает буквально с основ, разъясняя, что такое религия, мировоззрение, в чём отличие традиционных вероисповеданий от новых религиозных движений.

Проповедь невзирая на запрет

Преподавание теории без практического опыта – только половина дела. Не только проинформировать учащихся об угрозе, исходящей от деструктивных религиозных объединений, но и рассказать о специфических методах вовлечения новых членов в подобные организации, а самое главное, о том, как избежать ловко расставленной ловушки, рассказал приехавший из Москвы профессор Александр Саввин, уже не впервые читающий лекции на Ставрополье. В качестве примеров он приводит объединения, деятельность которых либо уже запрещена на территории нашей страны, либо всё чаще становится объектом внимания сотрудников силовых ведомств.

Учёный отмечает, что несмотря на принятые в прошлом году поправки в действующее законодательство, запрещающие проповедовать в общественных местах, последователи некоторых запрещённых структур продолжают агитировать на улицах, стучаться в двери квартир. Среди запрещённых объединений, чья деятельность вызывает большее количество вопросов, – различные течения радикального ислама, неоязычества, «Свидетели Иеговы». Перечисленные – лишь капля в море.

«Можно назвать множество новых религиозных объединений со своеобразной практикой, доктриной. Согласитесь, что описать всю эту палитру за несколько часов невозможно. А проявление экстремизма на религиозной почве так же многолико, как и сам феномен религии, – рассказывает профессор и предупреждает о недооценке работы радикалов-пропагандистов: – Деятельность их менеджеров, экономистов, юристов, психологов порой действительно достойна восхищения. Я не устаю повторять: уважайте профессионализм этих людей, они отнюдь не являются дилетантами в своей области!»

Секты, культы, НРД

Как же правильно называть последователей многочисленных религиозных движений, получивших распространение в России с начала 90-х годов? В нашей стране распространён термин «секта», имеющий зловеще негативный оттенок. Некоторые специалисты используют слово «культ».

«Понятие «секта» в классическом научном понимании – это часть представителей традиционной религии, отпавшая от неё будучи несогласной с каким-то определённым аспектом вероучения. Основа вероисповедания при этом остаётся той же самой, но в неё привносится новый элемент, – объясняет профессор А. Лагунов. – «К тому же, секта не обязательно может носить деструктивный характер по отношению к обществу. Некоторые такие образования, будучи социально и исторически устойчивыми и пройдя через этап деноминации, становились церковью. Например, кальвинизм, лютеранство. В ряде случаев возникает вопрос: причислять ли те или иные организации к сектам или считать их традиционными, имеющими длительную историю, как, например, баптистов?».

Не очень подходящим представляется и термин «культ», который уместно применять абсолютно к любому вероисповеданию. Наиболее подходящей, по мнению учёного, является аббревиатура НРД – новые или нетрадиционные религиозные движения, из которых и следует выделять деструктивные, то есть те, что несут в себе угрозу как отдельной личности, так и обществу в целом.

В поисках смысла жизни

По мнению профессора А. Саввина, главным критерием оценки нетрадиционного религиозного движения служит несоблюдение законов:

«В случае их нарушения последует решение суда о снятии с государственной регистрации, запрете деятельности, признании организации экстремистской. Такова официальная процедура, и она возможна, если объединение нарушает нормы действующего законодательства. Но без соответствующего решения мы не имеем права назвать организацию экстремистской или террористической. Кроме того, религиоведение стоит на нейтральной позиции и не может переходить в область теологических споров...», – подчёркивает он.

Однако запрет деятельности – следствие, а как известно, бороться следует с причиной. И здесь важен ответ на вопрос: что привлекает людей в религиозных организациях с зачастую сомнительными идеями и репутацией?

«Можно говорить о причинах экономического или политического характера, – рассуждает А. Лагунов. – Но не менее важной является всё более углубляющаяся индивидуализация нашего общества, приводящая к человеческому одиночеству. К этому стоит добавить причины мировоззренческого характера – необходимость заполнить внутреннюю духовную пустоту, найти смысл жизни. Вот здесь и опасна встреча с проповедниками сомнительных религиозных идей».

Оба специалиста отмечают: не все студенты считают проблему актуальной, среди них есть и такие, кто искренне недооценивает всю степень угрозы. Но деструктивная роль далеко не всегда проявляется в терактах или радикальных призывах. Первыми жертвами харизматических лидеров зачастую становятся сами адепты и близкие им люди. Вот только осознание этого приходит далеко не сразу.

Комментарии ()