еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

И снова работа над ошибками

В последние годы стало новой традицией (доброй или недоброй, это как кому угодно считать) проводить внеочередные выездные заседания правительства Ставропольского края в столице Северо-Кавказского федерального округа славном городе-курорте Пятигорске. Причём, что самое удивительное, с одной и той же повесткой дня. Не обременённые наличием свободного времени члены краевого правительства, министры и чиновники всех рангов вынуждены вновь и вновь собираться в Пятигорске, чтобы проанализировать слабые места и явные промахи в деятельности местной администрации и по-отечески подсказать, что и в какой последовательности необходимо сделать, чтобы этих самых ошибок было как можно меньше.

Магия цифр и немного фантазии

Вот и на этот раз краевое правительство анализировало, всё ли на местах сделано правильно чиновниками пятигорской администрации и как они побороли недостатки, которые были выявлены по итогам работы за 2016 год и первое полугодие 2017 года. Сразу следует оговориться, что серьёзного разговора не получилось и серьёзных выводов не последовало. Слишком уж благожелательно были настроены проверяющие, которые явно не стремились огорчить не сумевших выстроить системную работу муниципальных чиновников.

С самого начала было заявлено, что данные ранее рекомендации по устранению замечаний и реализации пожеланий органов региональной власти были выполнены городом на 87%. Эта удивительная цифра нисколько не смутила присутствующих. Одним из вероятных объяснений такому отношению к разного рода магическим числам может быть то, что в руководстве местной администрации могли рапортовать о выполнении данного им плана по устранению замечаний на все 100%. Просто фискальные органы, реагирующие на цифру «100» в привычной им манере, сняли свои 13%. Вот и получилось на выходе ни много ни мало, а целых 87%.

Наличием положительных моментов выступавшие посчитали совершенствование нормативно-правовой базы, имеющей отношение к стратегии социально-экономического развития до 2030 года, документов стратегического планирования и первоочередных мероприятий в экономике и социальной сфере. Чтобы не быть голословными, в качестве примера было сказано, что на реализацию 13 муниципальных программ город направил более 4 млрд рублей. Похоже, что число «13» у местного руководства стало какой-то несгораемой суммой, вокруг которой вращается всё, что связано с бюджетом, доходами и мероприятиями, реализуемыми программными методами.

Это только для людей суеверных такая цифра считается неудобной, и они сторонятся её, как нечистая сила ладана. В самом крупном городе-курорте Ставропольского края с некоторых пор она проникла в самые потаённые уголки, налагая определённый отпечаток на все происходящие события. Вот и в случае с муниципальными программами, похоже, без магии и волшебства не обошлось. Слишком впечатляюще выглядят те 4 млрд рублей, которые город (согласно представленному отчёту) направил на их реализацию. Особенно если учесть, что годовой бюджет (значительная часть которого не связана с программами) составляет примерно 3,7 млрд рублей.

Очередной блеф, или Модернизация ПТЭКа

Ещё одним достижением городских властей краевые проверяющие назвали внесение изменений в генплан города, особенно в части, касающейся целевого назначения земельных участков на склонах памятников природы «Гора Машук» и «Гора Бештау», а также работы, проделанной с целью защиты, охраны и воспроизводства лесов. Всё бы ничего, да вот только многие пятигорчане помнят, как отчаянно сопротивлялось руководство администрации Пятигорска протестам городской прокуратуры, требующей исключить из генплана положения, дающие право местным властям пустить под топор 200 га лесных угодий на склонах гор-лакколитов. Или как местные власти годами судились с краевым минприроды, отказываясь согласовывать границы Бештаугорского заказника. Или о том, как они палец о палец не ударили, чтобы выполнить требования Лесного кодекса, установленные в отношении городских лесов, в результате чего защитные леса курорта федерального значения Пятигорск оказались чрезвычайно уязвимыми от посягательств разного рода дельцов. Так что, если кого-то и хвалить за изменённый генплан города и за меры по спасению городских лесов, то уж явно не администрацию Пятигорска.

Забавным выглядит прозвучавшее на заседании краевого правительства утверждение о наличии неких положительных моментов в вопросе обращения с отходами. По мнению некоторых из проверяющих, это связано с предстоящей модернизацией мусоросжигательного завода. Честно говоря, разговор о модернизации данного экологически опасного предприятия, разместившегося в центральной части особо охраняемого эколого-курортного региона, руководство Пятигорска ведёт уже более 10 лет. Каких только чудесных трансформаций не предлагалось для одряхлевшего завода! Одно время глава города рассказывал о внедрении на мусоросжигательном заводе технологии, позволяющей из картофельной кожуры и использованной туалетной бумаги получать до 40 тысяч тонн в год лёгких фракций дизельного топлива.

В случае реализации данного проекта на месте ПТЭКа гордо красовался бы настоящий НПЗ. Потом решено было получать на заводе из мусора топливные брикеты. В конце прошлого года руководство города убедило краевое правительство принять распоряжение, дающее право на получение из Фонда содействия реформированию ЖКХ 300 млн рублей для полной реконструкции мусоросжигательного завода. Причём, что самое удивительное, проекта реконструкции так никто и не увидел. Но в фонде на непонятные обещание и общие фразы о реконструкции не повелись и денег не дали. Тогда возникла очередная идея, поражающая воображение своей масштабностью. К делу подключился зампред федерального правительства Александр Хлопонин, который в сентябре текущего года дал поручение Минэнерго России и Минпромторгу России «представить актуальные материалы по вопросу организации системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами на территории региона КМВ, включая предложение по определению регионального оператора по обращению с отходами».

Фактически речь шла о поддержке идеи «Ростех-Инвеста», предложившего построить за деньги федерального бюджета на месте устаревшего мусоросжигательного завода современный мусоросжигательный завод мощностью в 3-4 раза выше прежней. Эта идея насколько оригинальна, настолько и опасна для курортного региона. В случае реализации задуманного может появиться новый мусоросжигательный монстр, способный превратить в дым и шлако-зольную массу 500 тысяч тонн отходов в год.

Если учесть, что у действующего завода не существует утверждённой санитарно-защитной зоны (и точно так же её трудно будет установить для нового предприятия), если к этому прибавить требуемые 30 млрд рублей на реализацию проекта, в результате чего повысится тариф на утилизацию отходов, а местная промышленность вынуждена будет приобретать электроэнергию по так называемому «зелёному» тарифу (что в 1,5-2,0 раза выше действующего), даже если не останавливаться на других мелочах, становится очевидно, что ничего хорошего ни населению, ни промпредприятиям, ни местному и региональному бюджету такая модернизация мусоросжигательного завода не сулит. Но этот факт почему-то оказался вне поля зрения проверяющих.

Город развивается не благодаря, а вопреки

Несколько странно прозвучало утверждение о том, что отмечены также усилия властей по развитию курорта, в результате чего наблюдается увеличение потока отдыхающих. Как говорил один известный философ: «Одно после другого вовсе не означает одно вследствие другого». В данном конкретном случае причинно-следственной связи также не наблюдается. И то, что на Пятигорский курорт продолжают приезжать отдыхающие, следует употреблять не со словом «благодаря», а «вопреки» странным и нелогичным действиям местных властей.

А вот чего не стали скрывать краевые чиновники, так это провал инвестиционной политики администрации Пятигорска. На протяжении многих лет ни один из заявленных шести инвестпроектов не вызвал интереса ни у одного серьёзного инвестора. На официальном сайте городской администрации можно узнать всю информацию об этих проектах. Первым из них значится «Пятигорск-Экспо» стоимостью более 4 млрд. рублей. Правда, для этого необходимо вначале вырубить 8,6 га зелёных насаждений на северном склоне Машука. Дальше идёт отходоперерабатывающий комплекс за 4,5 млрд рублей. Не застраивается микрорайон «Западный».

Вместо этого вся строительная активность сосредоточилась в центральной части Пятигорска, доведя до абсурда уплотняющую застройку. Проект строительства туристко-оздоровительного комплекса «Сана» на западном склоне Машука уже давно канул в Лету, но продолжает красоваться на сайте администрации. Да и вообще, как можно серьёзно относиться к информации об инвестпроектах, если в ней значится, что санаторно-курортный комплекс «5 звёзд» по улице Фабричной планируется ввести в эксплуатацию в третьем квартале 2015 года. Потенциальные инвесторы видят всю эту несуразицу, и их на такой мякине не проведёшь. Какое же оправдание придумал себе глава Пятигорска? Нисколько не смущаясь, он громогласно заявил, что «приоритет курортного направления, ограничения, связанные с природоохранными зонами – всё это усложняет диалог с инвесторами». Иными словами, не мы такие плохие. Просто действительность такова, что мешает нам жить, как хотелось бы.

«Придут честолюбивые дублёры. Они сыграют лучше нас!»

Но ведь есть проблемы, которые никак не связаны с наличием охранных курортных зон. Например, задолженность по налогам стремительно приближается к 1 млрд рублей. А это – показатель слабости и непрофессионализма команды, и не что иное.

Подводя итоги работы выездного заседания правительства Ставропольского края, зампред правительства Ольга Прудникова сказала: «Пятигорск имеет все основания, чтобы с достоинством нести звание города-курорта, необходимо только правильно определить приоритеты развития и совместными усилиями реализовать поставленные задачи».

К этому трудно что-либо добавить. Разве только посоветовать убрать с пути всё и всех, мешающих достижению этой благородной цели. 

Комментарии ()