еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

«Ессентуки» раздора

13 июля 2017 года в Министерстве по делам Северного Кавказа прошло совещание, тема которого непосвящённым гражданам могла показаться малопонятной и неинтересной. Посудите сами.

Впервые за одним столом собрались руководитель Минкавказа, его заместители, руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности Григорий Ивлиев, генеральный директор АО «Корпорация развития Северного Кавказа» Сергей Харитонов, представители Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной антимонопольной службы, а также руководители компаний, занимающихся добычей и розливом минеральной воды на территории Кавминвод. Обсуждалось всего два вопроса: текущая ситуация с наименованием места происхождения товара «Нарзан», а также проблемы добычи и реализации на внутрироссийском рынке минеральной воды типа «Ессентуки».

Без преувеличения можно сказать, что основные споры развернулись вокруг брэнда «Ессентуки». И это смело можно рассматривать как подтверждение настойчивого желания некоей инициативной группы, давно поставившей перед собой цель монополизировать право промышленного розлива минеральных вод ессентукского типа, и прежде всего знаменитых на весь мир «Ессентуки № 17». Эксперты тут же поспешили заявить о том, что процесс монополизации вышел на финишную прямую.

Вряд ли он способен завершиться безболезненно. С высокой степенью вероятности можно утверждать, что он будет сопровождаться всякого рода скандалами, судебными разбирательствами, противодействиями со стороны местных бизнес-элит. Точно так же можно быть уверенными, что все эти потрясения окажут негативное влияние на финансовые показатели местных товаропроизводителей, основным видом деятельности которых является промышленный розлив минеральной воды, отразятся на объёмах налоговых отчислений и создадут дополнительное напряжение на рынке труда.

Первый блин «Вимм-Билль-Данна» оказался комом

Первую попытку монополизировать брэнд «Ессентуки» ещё в сентябре 2003 года предприняла компания «Вимм-Билль-Данн», приобретя 100 % долей в уставных капиталах ООО «Целебный источник», производящего минеральную воду «Ессентуки», и ООО «Гейзер» с принадлежащими ему скважинами «Ессентуков». Сумма сделки составила около 4,1 млн долларов. Конкуренты посчитали, что ВБД переплатил за «Целебный источник» как минимум вдвое. Логичным объяснением такой щедрости ВБД было то, что компания постарается консолидировать выпуск «Ессентуков» и стать их единоличным производителем. Однако сделать это оказалось чрезвычайно трудно, т.к. данная марка, использующая в названии продукта географический объект, не имела правовой охраны.

В 2005 году «Вимм-Билль-Данн» приобрёл за 5 млн долларов ООО «Ессентукский завод минеральных вод на КМВ». Это позволило расширить производство минеральной воды «Ессентуки» в пластиковой бутылке и добавить новый бренд «Новоеcсентукская» к своему портфелю брендов минеральной воды. Бренд «Новоессентукская» оказался со скандальным душком.

В 2007 году ОАО «ВБД» активизировало свои усилия по консолидации бренда «Ессентуки», прикупив крупнейшего дистрибьютора минеральной воды «Ессентуки» в московском регионе – ООО «Премиум Спрингс». По мнению аналитиков, сумма сделки составила 10-15 млн долларов.

Затратив не менее 25 млн долларов (по нынешнему курсу – это 1,5 млрд рублей) и сообразив, что так им монополизировать «Ессентуки» не удастся, «Вимм-Билль-Данн» поменяло тактику и попыталось оформить свои преимущественные права на понравившуюся минеральную воду путём разработки нового ГОСТа и нового техрегламента. К таким неординарным действиям их подталкивало ещё и то обстоятельство, что на протяжении примерно 10 лет минеральная вода, добываемая из скважины № 46 Новоблагодарненского участка, не соответствовала требованиям действовавшего тогда ГОСТа 13273-88 по целому ряду показателей, в т.ч. по минерализации. Вода, получаемая из Вимм-Билль-Данновской скважины, на целый грамм была менее минерализована, чем требовалось по стандарту. Чтобы сгладить эту неловкость, недропользователь скважины № 46 предложил в новом стандарте снизить нижнюю планку минерализации для «Ессентуки № 17» с 11 г/л до 9 г/л. Но этот фокус не получился. С тех пор содержание солей в воде этой скважины постоянно колеблется на опасной отметке, грозя ненароком перейти из «Ессентуки № 17» в «Ессентуки № 4».

«Нормальные герои всегда идут в обход!»

То, что не получилось у ОАО «ВБД», решили воплотить в жизнь «Кавминкурортресурсы», управляемые с марта 2014 года небезызвестной Корпорацией развития Северного Кавказа. С 1 июля 2016 года основной недропользователь КМВ прекратил поставку минеральной воды ессентукского типа заводам розлива, заявив, что будет осуществлять бутилирование самостоятельно. В результате 8 предприятий, на законных основаниях получивших НМПТ «Ессентуки № 17», лишились права разливать в бутылки знаменитую воду. Но и самостоятельно бутиллировать минералку «Кавминкурортресурсы» не имели возможности по причине отсутствия у недропользователя собственной линии розлива. Выход из щекотливой ситуации (не без участия кураторов) был найден вполне оригинальный. Решено было разливать «Ессентуки № 17» на тех заводах, руководители которых продемонстрировали свою сверхлояльность. В результате счастливыми обладателями права разливать «Ессентуки № 17» стали два предприятия – ессентукское ООО «УЗРМВ «Аква-Вайт» и пятигорское ООО «ТД «Кавминпрод».

Для придания этой процедуре некоего подобия законности был проведён какой-то конкурсный отбор. А всем сомневающимся было заявлено, что указанные предприятия являются флагманами отрасли и абсолютно безупречны во всех отношениях.

«Два сапога – пара!»

Не все сомневающиеся поверили на слово. В результате на основании заявления ООО «ОВК» краевая антимонопольная служба признала действия ОАО «КМКР», заключившего договор с единственным поставщиком – ООО УЗРМВ «Аква-Вайт» (г. Ессентуки) – на оказание услуг по розливу минеральной воды и упаковке готовой продукции на сумму 20,8 млн рублей, незаконными. «Кавминкурортресурсы» попытались обжаловать в суде решение антимонопольного ведомства. Но краевой арбитраж 23 марта, а затем апелляционная инстанция 4 июля 2017 года решение Ставропольского УФАС признали законным и обоснованным. Сергей Никитин, руководитель краевого управления антимонопольной службы, отметил : «Хотя 223-ФЗ не настолько строг, как 44-ФЗ, его положения нарушать категорически запрещено, а злоупотреблять тем более. Чем больше заказчик пытается схитрить, тем большие проблемы с законом он наживёт».

Относительно чистоты и безупречности ООО «УЗРМВ «Аква-Вайт» тоже имеются серьёзные сомнения. В декабре 2015 года заводчане и их единомышленники из «КМКР» и Корпорации развития Северного Кавказа гордо заявили, что являются единственным производителем минеральной воды «Ессентуки № 17», имеющим в наличии евросертификат на данную воду. Но, как оказалось, для получения в одном из прибалтийских центров сертификации заветного евродокумента был совершён маленький подлог. Европейских экспертов попросту обманули, поведав им невероятную историю о якобы существующем минералопроводе от скважины № 17-бис до завода. В действительности это была фикция, плод фантазии. Теперь за это необходимо ответить по европейским законам. Вероятнее всего, момент истины вскоре наступит.

Не менее колоритным является и второй победитель конкурса на право розлива «Ессентуки № 17» – ООО «ТД «Кавминпрод». Всё дело в том, что 7 июня 2017 года Арбитражный суд Ставропольского края вынес определение по делу № А63-16354/2016, удовлетворив требование ПАО «Сбербанк России» о признании несостоятельным (банкротом) ООО «Торговый дом «Кавминпрод». В процессе судебного рассмотрения всплыли нелицеприятные для «Кавминпрода» факты.

Выяснилось, что с августа 2014 года по август 2015 года указанное предприятие открыло в Сбербанке семь кредитных линий, но не рассчитало свои силы и по состоянию на декабрь прошлого года задолжало банку более 455 млн рублей. По решению суда на ООО «ТД «Кавминпрод» запущена процедура банкротства, назначен временный управляющий, которому до 30 октября 2017 года надлежит по максимуму погасить долги предприятия. Сделать это будет непросто, т. к. внесённое в залог оборудование в данный момент не представляет большого интереса.

Стало быть, судьба «Кавминпрода» предопределена. Единственное, что может немного скрасить такую печальную историю, то, что собственник ООО «ТД «Кавминпрод» Аркадий Исаханян с подачи своего друга, являющегося по совместительству мэром Пятигорска, занял кресло заместителя руководителя ОАО «КМКР», курирующего промышленный розлив минеральной воды. Колоссальный опыт, приобретённый им на прежнем месте работы, несомненно, будет востребован.

Заводы розлива собираются тщательно проверить

На совещании, о котором шла речь выше, было принято решение провести комплексную проверку всех производителей бутилированной минеральной воды с привлечением надзорных органов. Подводя итоги обсуждения, глава Минкавказа Лев Кузнецов сказал: «Учитывая лечебный фактор, крайне важно обеспечить сохранение исторической формулы минеральной воды и обеспечить защиту потребителей, чтобы они были уверены, что это действительно та вода, которая оказывает лечебный и профилактический эффект».

Сказанному трудно возразить. Можно только пожелать, чтобы проверка началась с таких предприятий, как ООО «УЗРМВ «Аква-Вайт» и ООО «ТД «Кавминпрод». Да и творчеству руководства ОАО «Кавминкурортресурсы» также необходимо дать достойную оценку.

Комментарии ()

  1. Алекс 10 ноября 2022, 01:19 # 0
    Вся эта возня вокруг минералки привела к тому, что теперь натуральной природной минералки не будет вовсе. Если ВиммБилльДанн был монополистом, то он разливал натуральную минералку. А теперь и его нет. Теперь другая монополия — «московская», которая убила минералку и позволяет разливать под видом натуральной откровенную «бадягу». Да, изобрели новые этикетки, новые бутылки, но вот изобрести натуральную природную воду этим «хозяевам» не то что не удаётся, им это и не нужно, «народ ведь быдло, ничего не понимает, вот и пусть травится».
    Я эту воду знаю с детства, знаю её вкус, свойства и действие на себе, и меня не обмануть ни лапшой в сми, ни красивыми этикетками.
    Вимм Билль Данн ЕДИНСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ кто разливал натуральную воду, а теперь и этого нет.
    Весь трёп про борьбу с контрафактом нужен только для узаконивания фуфла.