еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Что такое Siemens и надо ли с ним бороться

Не утихает шум по поводу запуска в Крыму газогенераторной электростанции. Её четыре предполагаемых блока должны быть оснащены газовыми турбинами, построенными под Петербургом совместно с немецким концерном. Но руководство компании Siemens заявило, что турбин для Крыма не делала, поскольку это запрещено наложенными на Россию санкциями ЕС после присоединения полуострова к России.

НАШЕМУ брату грешно встать на сторону немцев. К тому же продавали турбины не они, а совместное предприятие в России. Продавали одним, те перепродали другим… Мало того: турбины практически наполовину состоят из российских комплектующих.

Вообще говоря, противно, когда немцы учат нас тому, как правильно жить. В частности – по вопросу присоединения Крыма. Как известно, оно произошло в результате референдума, присутствовать на котором мог кто угодно. В отличие от того, как ФРГ молча и тупо проглотила в 1990 году огромную страну – ГДР, члена ООН. Ни референдума, ни простого опроса жителей не было. Великобритания и Франция были против. Но Горбачёв трусливо промолчал. А немцы ещё и счёт нам выставили за испачканную якобы на военных базах ГДР землю. Сегодня в Москве тоже частенько помалкивают, но дело своё делают – целенаправленно возвращают к нормальной жизни Крым.

Посмотрим, что это за Siemens и почему он ведёт себя в России почти вызывающе? Понятно, что любой спор в цивилизованной стране решается в суде. Немцы строго придерживаются этого правила. Но можно ли себе представить, что российская власть будет ждать решения суда, когда огромный регион, имеющий практически геополитическое значение, остро нуждается в надёжном снабжении электроэнергией и водой, продовольствием, надёжной транспортной и телекоммуникационной связью? Однозначно – нет. Проще Украину сделать федеративным государством. Да и торопиться нам некуда. А вот Siemens'у?

Фирма начала работать в Российской империи 166 лет назад. За 10 лет до отмены в Российской империи крепостного права. Фактически это старейшая российская компания, поскольку с появлением электричества прокладывала в стране телеграфную и телефонную сети. Нынешняя «Электросила» возникла в конце XIX века в Питере как «Акционерное общество русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске», Санкт-Петербург». Siemens строил в России первые трамвайные пути и вентиляционные установки для зданий, в том числе Московской консерватории. Всего не перечислишь. Но всё было национализировано ещё при царизме, когда началась Первая мировая война. Вернулся в Советскую Россию в связи с началом реализации ленинского плана ГОЭЛРО. А после Отечественной войны поставили электрооборудование для ледокола «Москва». Потом были поставки на московскую Олимпиаду, в кардиологический центр в Москве и прокладка крупнейшей в мире радиорелейной линии Москва – Хабаровск. То есть немцы обустраивали страну со времён Николая Первого аж до Путина. Цены им нет на самом деле.

Немного из новейшей истории. В нашей стране у компании представительства в 30 крупнейших городах, 11 масштабных совместных предприятий в энергетике, машиностроении, связи и производстве медоборудования. Проекты с Росатомом, «Уральскими локомотивами» в Свердловской области, совместный выпуск «Ласточек». У них же Воронежский трансформаторный завод и производство турбин совместно с «Силовыми машинами» Мордашова. Там и возникла досадная проблема.

У компании огромные многосотмиллиардные контракты с РЖД и «Газпромом».

Siemens официально не раскрывает точный доход от деятельности в России. Но те цифры и данные, что просачиваются, показывают: он не только ошеломляюще огромный – последнее десятилетие прибыль росла сумасшедшими темпами.

Как отмечало российское представительство Siemens, с 2005 по 2014 г. доход германского концерна в РФ увеличивался ежегодно на десятки процентов. То есть речь о 20-30%-ном росте каждый год! Сравните с полупроцентным ростом российской экономики – без немцев этот показатель был бы глубоко отрицательным. Только в Москве у него четыре офиса, учебный центр и огромные склады.

Вот несколько красноречивых фактов о том, как любят Siemens наши чиновники.

Мы ранее писали о скандальном договоре на поставку для РЖД 16 поездов «Сапсан». Стоимость с учётом 30-летнего контракта на обслуживание составов – 1, 1 млрд евро. До сих пор средняя реальная скорость «Сапсанов» не превышает 180 км/ч, никаких преимуществ по сравнению с «Красной стрелой», которая ходила ещё в советские времена. В Европе аналогичные поезда разгоняются до 240-260 км/ч. На маршруте Москва – Нижний Новгород в 2015 г. «Сапсаны» вообще сняли, перевели линию на «Стрижи».

Ещё более скандальный договор на олимпийские составы «Ласточка». РЖД закупили их 94 штуки, стоимость перевалила за 900 млн евро. С такой «атомной ценой» и дикой стоимостью обслуживания «Ласточки», по сути обычные пригородные электрички, оказались чудовищно убыточными, не окупятся даже за 30 лет. Это не помешало РЖД объявить о планах по покупке у Siemens ещё 90 таких поездов.

С учётом подозрительно горячих отношений с руководством РЖД Siemens – очень вероятный кандидат на поставку составов для планируемой высокоскоростной магистрали Москва – Казань.

ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ стоимость проекта – более триллиона рублей! Под него Siemens готовит состав, который, что характерно, назвали «Сапсан-2».

Также немцы выпускают грузовые локомотивы «Гранит», которые РЖД закупили аж 136 штук. На свои в РЖД не смотрят.

В 2013 г. российская энергокомпания ОГК-2 подписала с Siemens один из крупнейших контрактов в российской энергетике. Это договор на долгосрочное обслуживание самого масштабного в России парогазового энергоблока, ПГУ 800 на Киришской ГРЭС.

Идёт активная продажа турбин для нефтяников и энергетиков. В российской нефтянке германская корпорация обосновалась очень крепко. Вот самые свежие новости. В марте 2017 г. Siemens подписал гигантский контракт с «Газпромом» на поставку оборудования для предприятия «Ямал-СПГ». Речь о продаже восьми газотурбинных установок для Южно-Тамбейского месторождения.

Летом 2017 г. «Сименс» продал оборудование Роснефти для энергостанции «Полярная» (обслуживает месторождения Ванкорского кластера). Также в 2017 г. подписан контракт на обслуживание газовых турбин станции Верхнечонскнефтегаз (нефтяные месторождения Восточной Сибири).

По остальным направлениям.

В 2010 г. немцы начали сборку силовых трансформаторов в индустриальном парке «Масловский».

В Воронеже на территории бывшего алюминиевого завода в арендованном промышленном корпусе начата сборка высоковольтных аппаратов.

Ещё в 2003 г. Siemens приобрёл смоленский завод «Свет». Это ни много ни мало крупнейший в России производитель люминесцентных ламп. К 2011 г. выпуск достиг 90 млн ламп в год, по факту немцы практически монополизировали российский рынок люминесцентного освещения.

А теперь о патологической немецкой честности. Siemens замешан во множестве скандалов, связанных со взятками высокопоставленным чиновникам.

В 2005 г. Евросоюз обвинил компанию в даче взяток российским чиновникам на 7 млн евро. Речь о контрактах на поставки медицинского оборудования.

В 2008 г. Siemens попался на взятках правительству Греции, дело было при подготовке к летним Олимпийским играм в Афинах.

В 2008 г. североамериканский минюст оштрафовал немцев на 450 млн долл. за дачу взяток по всему миру. Тогда же германская прокуратура наложила дополнительный штраф за взятки на 395 млн евро.

Представляете, сколько коррупционных эпизодов можно «выкопать», зная, что без откатов наши министры-капиталисты и бровью не пошевелят. Помните о знаменитом «шубохранилище»? В США в подобных случаях церемониться не принято. Автогигант «Фольксваген» совсем недавно там оштрафовали почти на 20 млрд долларов за обман с показателем выхлопов вредных веществ из автомобилей. Неужели трудно найти реальное нарушение или дачу взятки, чтобы показать Siemens, кто в доме хозяин?

Но совсем жёстко прессовать наших «немецких экономических партнёров» Кремль, ясное дело, не будет. Siemens за 166 лет своего пребывания в России заслужил всяческие почёт и уважение. Никуда они не уйдут – это всё равно что Siemens родину предать: начинал-то Карл Генрих фон Сименс ещё в 1853 году в имперском Санкт-Петербурге. Проще поменять в турбинах пару винтиков-шпунтиков и назвать по-другому. Так в бизнесе было всегда.

А там, глядишь, – и время придёт, когда потомки знаменитого инженера Сименса дружно споют: «Russland, Russland über alles!»

 

www.argumenti.ru

Комментарии (0)