еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Ловкость рук и искренняя радость

21 марта отмечается Международный день кукольника. «Ставропольский репортёр» отправился в гости к артистам Ставропольского краевого театра кукол, чтобы окунуться в мир детства и узнать, чем живут те, кто умеет творить маленькие чудеса.

Царство сказки

Субботним утром на пятом этаже городского Дворца культуры и спорта царит радостное оживление. Сегодня юные театралы и их родители собираются, чтобы увидеть спектакль «Терёшечка». Ребята чувствуют себя здесь, как дома: в ожидании начала представления они рисуют любимых персонажей, устраивают догонялки, иногда сбивая с ног взрослых, и играют с котом Леопольдом. И хотя не все малыши знакомы с правилами игры «Море волнуется», это не мешает им веселиться.

Правда, гостям кукольного театра в вестибюле малого зала тесновато. Сотрудники сделали всё возможное, чтобы украсить отведённое им место. Но всё же очевидно, что помещение не рассчитано на озорные детские игры. А в театре, который существует для детей, иначе никак нельзя.

 Раздаётся долгожданный пер- вый звонок – и двери зала открываются. Гости с нетерпением занимают свои места. Юным зрителям интересно всё: они сразу же начинают изучать красочные декорации, некоторые пытаются их потрогать или даже заглянуть за кулисы. Но детишек призывают к порядку. Даже в театре для самых маленьких нужно вести себя в соответствии с правилами.

Наконец гаснет свет: в зале воцарилась тишина, и на сцене появляются герои спектакля. Многим знакома русская народная сказка о мальчике Терёшечке. У несчастных старика и старухи, сетующих на бездетную жизнь, чудесным образом появляется сыночек. Холят они его и лелеют, души в нём не чают. А дальше всё по закону жанра: коварные козни злой ведьмы, погони, помощь друзей и, конечно, победа добра.

Всё мы это слышали и читали не раз. Но увидеть полюбившихся персонажей и услышать их голоса – настоящее маленькое чудо. Поэтому с большим интересом спектакль смотрели не только начинающие театралы, но и их родители. И если вторые только улыбались, то первые совершенно не сдерживали эмоций. «Смотри, мама, она ест, как настоящая!» – восхищались они жующей коровой. «Страшная Баба-яга!» – закрывали ладошками лица при появлении ведьмы. И обнимали родителей, когда главный герой наконец-то вернулся к отцу и матери.

– Больше всего мне понравился Терёшечка, потому что он хороший и добрый, – поделился впечатлениями после спектакля четырёхлетний Артём Свитенко, пришедший в театр в первый раз со своим папой. Как настоящий мужчина, ведьмы он, конечно, не испугался. И пообещал обязательно придти ещё раз в театр на новое представление.

При кажущейся лёгкости и простоте кукольного действа его герои учат зрителей действительно важным вещам: быть смелыми и находчивыми, помогать друзьям в трудную минуту. И самое главное, что должны понять ребята – с любым злом можно справиться, если бороться с ним сообща.

Закулисье волшебного мира

Особенно впечатляет внимание создателей к деталям. Видно, что в каждую постановку они вкладывают частицу своей души. Каждый 45-минутный спектакль – результат многих недель труда целой команды профессионалов.

Невольно восхищаешься тем, сколько всего было создано для одного небольшого по времени театрального действа. Сменяющиеся и движущиеся декорации, несколько кукольных воплощений одного героя: в зависимости от того, как персонаж перемещается в пространстве, зрители видят его то большим, то маленьким. Проработаны самые мелкие элементы костюмов, которые, скорей всего, даже не будут замечены зрителями. Это заслуга сотрудников художественно- постановочных мастерских: художника, бутафоров и конструктора кукол. Без их стараний ни одна задумка режиссёров и актёров не могла бы быть реализована.

Как известно, для детей нужно писать, как для взрослых, только лучше. То же самое можно сказать и о театре: для юных зрителей нужно играть со всей искренностью. Ведь там, где взрослый может тактично не заметить ошибку, ребёнок непременно обратит на неё внимание. Разгромную рецензию он, конечно, не напишет, но впечатление будет испорчено.

 Поэтому под чутким руководством режиссёра артисты осваивают новые роли, не просто заучивая текст и разбирая движения куклы. Но и уделяя внимание самым, казалось бы, незначительным деталям. Так, при подготовке спектакля «Ах, уж эти сказки!», созданного по мотивам фольклора некрасовских казаков, артисты долгое время слушали записи казачьей речи, чтобы воспроизвести её мелодию и создать полноценный образ.

В этом, по словам мастеров- кукольников, и заключается главная прелесть их работы: ты постоянно учишься чему- то новому, открываешь неизведанные горизонты. Артисты театра кукол универсальны. Они не только способны изобразить на подмостках серьёзную драму, но и жонглировать, прыгать и делать трюки, словно циркачи. А ещё непременно сохранять в себе частичку детского озорства, чтобы находить общий язык со своими зрителями.

Есть у кукольного искусства и своя специфика.

– В работе мы всегда немного отстраняемся от куклы, – рассказывает Светлана Ильядис. – Вроде бы ты её ведёшь и управляешь ею. Но иногда замечаешь, что твой герой начинает диктовать тебе, как он должен двигаться и говорить. Ты к нему прислушиваешься, но вы продолжаете существовать раздельно: нет полного проникновения в роль.

– В драматическом театре актёр сам себе создаёт образ. А мы уже со стороны видим маску, которую сотворил художник, и знакомимся с ней, – добавляет Ирина Нилова.

Что же касается создания нового спектакля, главный режиссёр Григорий Гольдман выбирает идеи по принципу «просто нравится». И поясняет, что по-настоящему постановка рождается только на площадке. Невозможно придумать всё заранее и работать только по бумажке – получится плоско и безжизненно. Нужно только найти правильное направление, начальную или финальную смысловую точку. А всё остальное появится в процессе репетиций. Иногда бывает, что благодаря неожиданному предложению актёра в спектакле может появиться новое направление. Например, в лирической сказке о Золушке вдруг возникнут озорные нотки.

 И на вопрос, как именно проходят репетиции, Григорий Менделеевич без промедления отвечает:

– Весело! Во время работы нужно непременно смеяться и хулиганить. Иначе ничего не получится. Даже если история грустная, на площадке не место унынию. Ведь театр – всегда игра. А игры обязательно должны быть весёлыми.

Горячие сердца

При всех наградах и достижениях театра главной его гордостью являются люди, уверен актёр Владимир Грищенко. И с этим невозможно не согласиться. В гримёрной, где после спектакля собираются артисты, царит атмосфера общего веселья и дружелюбия. Кажется, что кукольники, посвятившие свои жизни тому, чтобы радовать детей, переняли у своих юных зрителей беззаботно-радостное отношение к жизни. –

Здесь работают только больные театром люди, – со смехом делиться Светлана Ильядис. – Другие просто не задерживаются. Я отдала кукольному делу 36 лет, и ни разу не возникло мысли о смене профессии. Первое время даже удивляло, что за такое замечательное времяпрепровождение ещё и деньги платят. Главное – тепло и позитивная энергия, которую дети всегда возвращают нам в многократном размере. Этого ни за какие деньги не купишь.

Возможно, именно искренняя детская благодарность и их светящиеся радостью глаза перекрывают все трудности театрально-кукольного мастерства. Поэтому, как бы это ни было удивительно, в труппу постоянно приходит молодёжь. Конечно, некоторые со временем покидают театр. По словам самих артистов, остаются только те, у кого действительно есть талант к кукольному искусству.

 Под свою опеку новичков берут ветераны сцены. И обучают азам и тонкостям мастерства тут же, на рабочем месте, на собственном примере. Так, Валентина Князева пришла в театр ещё в 15 лет – сразу после школы без какого-либо специального образования. Профессию узнавала, можно сказать, в «полевых условиях» – сразу в репетиционном зале. И за четыре года стала незаменимым участником труппы, которому уже по силам самые разные и сложные роли.

Именно благодаря такой преемственности поколений, совместной работе ветеранов сцены и молодёжи театр кукол всё время удивляет своих зрителей необычными идеями и постановками.

Ложка дёгтя

Но даже в беззаботном мире детства есть реальные и взрослые проблемы. Больная тема для каждого сотрудника – отсутствие своего угла. Так получилось, что за 80 лет существования театра кукол он так и не получил собственного здания.

Где только не выступали мастера-кукольники: в домах культуры, детских садах и школах, зданиях других театров. В последние несколько лет коллективу всё же удалось обосноваться на пятом этаже Ставропольского Дворца культуры и спорта. Артисты попыталась его украсить, чтобы хоть как-то воссоздать атмосферу детского театра: развесили рисунки, расставили разноцветные стулья. У самих же сотрудников наконец появились постоянный репетиционный зал, гримёрная и кабинеты, главное – малый зал на 90 мест для представлений. И всё же хотелось бы видеть театр кукол в другом, более подходящем месте.

– Нам уже не раз торжественно вручали ключи и кирпичи от нового здания. Но дальше дело пока не пошло, – сетуют актёры.

Правда, сейчас вновь идут разговоры о том, что со дня на день начнут реставрацию старого особняка на проспекте Октябрьской Революции.

Вот и получается, что артисты-волшебники, готовые дарить кукольную сказку каждому, кто этого захочет, уже много лет ждут от администрации чуда – собственной сцены.

 

Комментарии ()