еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Классики и современники

Пятигорский дом-музей Лермонтова стал излюбленным местом столичных режиссёров. Уже не раз его усадьба служила декорациями к ряду замечательных фильмов.

– Два года назад, летом жители города с любопытством наблюдали за актёром Игорем Петренко, – рассказывает директор Государственного музея заповедника имени Лермонтова Ирина Сафарова. – Шли съёмки фильма «Герой нашего времени». Желающих посмотреть и сняться в массовых сценах было невероятное количество. Толпы девушек штурмовали усадьбу. Все местные красавицы хотели почувствовать себя в роли актрис. Но, к сожалению, короткие стрижки или крашеные волосы стали непреодолимым препятствием для многих, – так как они не соответствовали типажу дам XIX века.

– Ирина Вячеславовна, как часто в музее снимаются фильмы, и чем так привлекает кинематографистов Лермонтовский музей?

– Это место словно магнит для режиссёров. Они снимали у нас кино, и я уверена, ещё будут снимать. Ведь наша усадьба – это то место, где жил поэт, уникальный уголок, сохранившийся в первозданном виде. Все дома каменные – первой трети XIX века.

Актёры – народ эмоциональный. Не боялись ли вы, что во время съёмок что-то может произойти с экспонатами?

 – Небольшое волнение, конечно же, было. Особенно, когда на дворовую территорию привезли домашних животных. Но через какое-то время мы поняли, что повода для беспокойства нет. Перед съёмками мы оговаривали определённые условия и предъявляли съёмочным группам свои требования. Особо ценные вещи убрали и лишь кое-чем разрешили воспользоваться. Например, Печорин (Игорь Петренко) частенько лежал на старинной армейской кровати.

– Возводились ли здесь какие- то специфические декорации?

– Лучших декораций, чем сама усадьба, придумать просто невозможно. Однако в сквере, напротив музея съёмочной группе всё-таки пришлось соорудить деревянный, с красной крышей Елизаветинский источник, который, к сожалению, не «дожил» до наших дней. Ведь согласно содержанию повести «Княжна Мери» часть событий происходила именно там. Была сооружена и имитация колодца. На верёвках висели кружечки, к источнику под- ходили отдыхающие и пили воду. Большую часть фильма снимали в наших усадьбах, причём, кинематографисты облюбовали буквально все уголки. Им понравился даже наш хозяйственный дворик, который мы используем исключительно в технических целях.

– Что там снимали?

– Довольно-таки красочные сцены. Цирюльник, актёр с колоритной внешностью, брил Печорина, а тот постоянно отвлекался. И тогда, дабы показать ему, насколько острый нож касается его шеи, цирюльник схватил бежавшую по двору курицу и одним махом отсёк ей голову. Кстати, хозяин живности сильно переживал, ведь ему обещали, что умрёт лишь одна курица, но дубль пришлось повторить дважды. Видели бы вы его лицо!

– Что особенно впечатлило вас во время съёмок?

– Часть сцен снималась на террасах. Печорин должен был прыгнуть на коня и помчаться вскачь. Но лошадь не хотела его слушать. Этот кадр снимался полдня. Невероятное количество раз актёр выбегал на террасу и прыгал на спину лошади. Нам, работникам музея, было просто невыносимо наблюдать за этими совместными мучениями…

– Говорят, что актёр второго фильма про Лермонтова, был совершенно на него не похож?

 – Сыграть роль великого поэта выпала честь молодому театральному актёру Юрию Чурсину. И хотя история не даёт однозначной трактовки внешнего облика Лермонтова, Юрий Чурсин не попадает ни под одно из существующих описаний. Он скорее похож на Гоголя. Я спрашивала режиссёра Нину Джоржадзе: «Ну почему вы выбрали этого актёра? Он ведь совершенно не похож на Лермонтова». На что режиссёр мне ответила: «Вы посмотрите на его глаза и поймёте». Действительно, его взгляд притягивает, как магнит, и пронизывает насквозь. В них можно прочесть все переживания героя.

– А правда ли, что вы снимались в одном из фильмов?

– Сразу после «Печорина» были съёмки фильма «Из пламени и света», о самом поэте, чей загадочный и трагический образ навсегда вошёл в историю русской литературы. Так вот, мне действительно посчастливилось принять участие в массовке.

– И как же это происходило?

– Директор, который решает организационные и финансовые вопросы, предложил мне попробоваться в съёмках. Я лишь посмеялась. Но он три дня ходил следом и уговаривал. «Неужели вам не интересно»? – спрашивал возмущённо. А наутро четвёртого дня, пришёл и заявил, что я включена в съёмки и назад дороги нет.

– Ирина Вячеславовна, как чувствует себя современная женщина в наряде светской дамы начала XIX века?

- С уверенностью скажу, что платье мне отлично подошло, и чувствовала я себя вполне комфортно. Наша задача была изображать посетителей ресторана, местных жителей. Мой партнёр был весьма колоритный мужчина. Мы сидели и мило изображали светскую беседу.

– Что особенно запомнилось в тот момент?

 – Моя «звёздная» роль длится на экране всего лишь минуты три, а вот съёмочный процесс продолжался целый день до глубокой ночи. Под сводами Академической галереи киношники устроили некое подобие ресторана, в который Лермонтов вместе с друзьями пришёл буквально за несколько дней до смерти. Стычка поэта с Мартыновым. Всё происходило, вроде бы, шутя – актёры хватали шампуры и начинали имитировать фехтовальный поединок. Сцена очень запоминающаяся.

 – Волновались, конечно же?

– Абсолютно нет. Для меня это была лишь некая игра – приятное развлечение, которое живёт в моей памяти, как прекрасное воспоминание.

 

Комментарии ()