еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Дом Кибардина

1900 год. Российская империя. Капитализм успешно развивается и достигает новых успехов. Бурно ведётся железнодорожное строительство, развиваются металлургия и топливная промышленность. Только в промышленности появляется около миллиона новых рабочих мест. Идёт усиленный приток капиталов…

…И вместе с тем в стране усиливается классовая борьба. Развивается социал-демократическое движение и одним из глашатаев демократии в России становится газета «Пятигорское эхо», начавшая издаваться в январе 1900 года.

Первым её издателем и главным редактором была Надежда Семёновна Попова. Активным сотрудником газеты были её муж Алексей Иванович, а также Владимир Иванович Яковкин и его жена Елизавета Ивановна (будущий директор домика-музея Лермонтова).

Вскоре «Пятигорское эхо» становится духовным и информационным центром Юга России и процветает до самого 1917-го года. Сюда стекаются сведения как из Баку и Тбилиси, так и из Екатеринодара, Ростова, Ставрополя. Приходят с злободневными статьями известные и начинающие журналисты и литераторы. В адрес редакции регулярно поступают письма - в них острые заметки, жалобы, литературные опыты.

В 1905-ом году главным редактором и издателем становится Константин Константинович Кибардин - сын священника, почётный гражданин города, вдобавок, он был гласным и секретарём Пятигорской городской думы.

В том же 905-ом году издание было включено в число неблагонадёжных и закрыто, но через 10 дней К.К. Кибардин добился снятия ареста. Несмотря на идейные разногласия с большевиками он согласился отпечатать «Манифест коммунистической партии» Карла Маркса в переводе Веры Засулич, с предисловием Плеханова.

 Издатель Кибардин скончался 16 сентября 1914 года в Ростове-на Дону. Гроб с его телом был достав- лен поездом в Пятигорск, а с вокзала на руках донесён народом до его дома на нынешней улице Теплосерной, 42. Кибардин был отпет в соборе и похоронен на Пятигорском кладбище. Памятник на его могиле был выполнен известным художником И.Л. Калмыковым.

Далее издание газеты продолжи- ли его сыновья.

Семья Кибардиных продолжала проживать в этом доме до 1928-го года, даже в условиях «уплотнения» - т.е. подселения властями других семей. В конце 1927-го года оба сына Кибардина были арестованы большевиками и сосланы, а затем дом покинули и члены их семей.

 Газета же «Пятигорское эхо» под руководством наследников Кибардина выходила в свет до ноября 1917-го года. После Октябрьской революции она меняет название и выходит под новой вывеской «Народное эхо», как рупор печати «народнических партий, крестьянского союза, кооперации и объединённого пролетарского труда».

Но уже в конце 1918-го года газета закрывается, а последнего главного редактора Л. Орлова спустя некоторое время расстреляют.

Своим вторым рождением газета может быть благодарна… гитлеровцам.

В 1942-ом году, вскоре после оккупации Пятигорска немцами, газета «Пятигорское эхо» начинает вновь издаваться. В ведомстве доктора Геббельса были неплохо информированы о былой популярности газеты. Как правило, авторы статей периода оккупации под- писывались русскими или кавказскими фамилиями. Немецкие журналисты редко публиковали здесь свои статьи, очерки и другие печатные материалы. Очевидно «новая власть» сознательно не хотела раздражать местное население засильем немецких авторов на страницах газеты. Последняя и четвёртая страницы газеты были заполнены различными объявлениями, в том числе и рекламного характера, печатались небольшие по содержанию сообщения о жизни города и его пригородов.

Типография находилась в 42-43-м годах на улице Теплосерной, 4. Всего за период оккупации там было издано около 100 номеров «Пятигорского эха».

В этом же доме на улице Тепло- серной проживала старая графиня Серафима Николаевна Оболенская вместе с мужем Владимиром Дмитриевичем Покорским. В1942-ом году они были расстреляны по доносу немцами. При отступлении фашистов дом этот был сожжён, а спустя несколько лет восстановлен.

После изгнания гитлеровцев из Пятигорска сотрудники НКВД, в качестве одного из первых мероприятий осуществили изъятие всей оккупационной прессы у местного населения.

 В настоящее время чудом уцелевшие номера газеты «Пятигорское эхо» находятся на хранении в специальном фонде. 

Комментарии ()