еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Добро пожаловать в танец

В здании детской хореографической школы воскресным днем звучит музыка: работа здесь не прекращается даже в выходные. В большом репетиционном зале юные танцоры разучивают новую композицию. На «раз» отвести руку вправо, на «два» сделать поворот – всё должно быть идеально. Ведь в школе готовятся к волшебному событию регионального значения. В скором времени в Ставрополь прибудет настоящий Дед Мороз. И честь встретить главного волшебника страны досталась танцевальной жемчужине нашего края – детскому образцовому ансамблю «Радуга».

Добро пожаловать в танец

 

Танец длиною в 30 лет

Можно не сомневаться, что прием сказочной делегации из Великого Устюга будет оказан на высшем уровне, потому как концертную программу создают лучшие артисты нашего края. Ансамбль с красочным названием является настоящим достоянием Ставрополья и неизменным украшением различных городских и краевых мероприятий. А юные танцоры покорили миллионы сердец не только в России, но и во всём мире.

Несмотря на то, что коллектив всё-таки детский, он уже находится в почтенном возрасте: не так давно «Радуга» отметила своё тридцатилетие. Ансамбль появился в далеком 1986 году и сразу же заявил о себе на всесоюзном уровне, став победителем в фестивале «Здравствуй, мир!». Спустя два года была основана хореографическая школа, чтобы на должном уровне готовить юных танцоров. Своим существованием коллектив и образовательное учреждение обязаны неутомимому Александру Виниченко, который по сей день остается бессменным наставником молодых дарований и руководителем школы.

Александр Павлович стоял у истоков известного ансамбля «Ставрополье», именно он ездил по стране, собирая труппу, и работал с артистами в качестве балетмейстера-репетитора. Однако спустя некоторое время оставил профессиональный ансамбль, чтобы посвятить себя работе с детьми.

Я работал в детской школе искусств, где занимались только обучением хореографическим дисциплинам, – поделился воспоминаниями о том, как зарождалась «Радуга», заслуженный работник культуры России Александр Виниченко. – Однако у любой деятельности должен быть результат. И в нашем деле это выход на сцену. Для этого и создавался коллектив. Чтобы показать умения детей и красоту нашего танца. Никаких определенных целей или грандиозных планов не было.

И всё же детский ансамбль стал одной из визитных карточек Ставрополя и всего региона. Уже третий десяток лет юные танцоры прославляют родной край и русскую культуру, разъезжая по всему миру и становясь победителями различных международных фестивалей и конкурсов. С девяностых годов «Радуга» держит звание единственного в России обладателя Гран-при ЮНЕСКО в области детского хореографического искусства. Но Александр Виниченко продолжает скромно повторять:
У нас любительский коллектив. Просто хороший уровень технической подготовки, преподаватели со всей серьезностью подходят к обучению ребят. Мы трудимся по заветам великих: «С детьми нужно работать так же, как со взрослыми, только ещё лучше».

Возможно, в этом и кроется секрет успеха: не гнаться не за блестящими наградами, а ориентироваться на качество. Воспитанники и преподаватели школы готовы проводить долгие часы с утра и до вечера в танцевальных классах даже в выходные ради достижения результатов. Вот у мальчика в балетном классе наконец-то получилось прыгнуть выше, чем раньше. А девочки, репетирующие новый номер, синхронно повернулись. Всё это – маленькие шажки к произведению хореографического искусства. Ведь шедевры создаются кропотливым трудом.

Хранители культуры

Концертная программа «Радуги» богата танцами разных стран мира - от России-матушки до далекого Китая. Отдельное место в репертуаре ансамбля занимает казачья тема. Потому как одной из главных целей коллектива является сохранение хореографического наследия родного региона и всей страны.

Прежде чем поставить танец, традиционный для какой-либо местности, хореографы по крупицам собирают огромное количество информации. Изучают историю и традиции народа, отыскивают записи плясок коренных представителей, чтобы в точности повторить характерные хореографические элементы. Так, основой для исконного танца некрасовских казаков стали движения, собранные в Левокумском районе и воплощенные в академической обработке.

Даже костюмам уделяется огромное внимание, продумывается каждая мелочь - от платка до орнамента на переднике. Ведь национальная одежда – своеобразная энциклопедия, которая рассказывает о сословной и родовой принадлежности владельца, выполняет обереговую функцию и многое другое. Просто скопировать внешний вид костюма, не вникая в его значение, значит упустить очень важную часть в понимании любого народа.

Преподаватели школы занимаются с ребятами не только хореографической, но и культурно-просветительской деятельностью. Потому что, прежде чем начать разучивать танцевальные элементы, дети должны познакомиться с культурой народа, характер которого им предстоит воплотить на сцене, проникнуться местным колоритом. В противном случае артисты не смогут вложить душу в композицию, прочувствовать каждое движение. А это значит, что номер получится сухим и безжизненным. Так через творчество в ребятах произрастает понимание и уважение других культур.

Ценностные ориентиры

В атмосфере почитания национальных традиций выросло уже не одно поколение артистов. Некоторые из выпускников избрали для себя хореографический путь и трудятся в известных ансамблях России, а также работают в коллективах Америки, Испании, Израиля и многих других. Воспитанников ставропольской хореографической школы высоко ценят во всех вузах страны, потому как они имеют серьезную хореографическую базу.

Однако у руководителя и преподавателей на первом месте находятся совсем не танцевальная техника, а ценности, которые формируются у детей в процессе обучения.
Мы вообще не ставим своей целью сделать из каждого ребенка профессионала, – настаивает Александр Виниченко. – Главное, чтобы наши воспитанники покинули школу порядочными людьми. Мы в первую очередь готовим их к жизни. Здесь они учатся уживаться в коллективе, общаться, быть порядочными. Танец –коллективное творчество, и конечный результат зависит от каждого. И мы с самого детства воспитываем в юных артистах чувство ответственности не только за себя, но и за окружающих. И какой бы жизненный путь в дальнейшем ни выбрали выпускники школы, качества, заложенные в них в этих стенах, помогут им в любом деле.

Наставник юных дарований ратует за то, чтобы в качестве дела всей жизни они выбирали что-то другое, а не хореографическое искусство. Дело это крайне сложное и, если быть честным, совсем не прибыльное. Но воспитанники Александра Павловича продолжают упорно следовать его дорогой.

Вот, например, Надежда Гайдученко, которая из 17 лет жизни 10 посвятила танцам, твердо намерена стать балетмейстером. И уже, ещё не окончив общеобразовательную школу, девушка получила приглашение от Орловского института искусств.

– Я планирую связать с танцами всю свою жизнь. Многие думают, что занятия хореографией развивают только пластику движений и физическую выносливость. Но на самом деле в школе меня воспитали как личность, это мой второй дом. Столько раз приходилось преодолевать себя, закаляя свой характер и волю. Здесь каждый приобретает внутренний стержень, который неизменно помогает в жизни.

В большом светлом здании хореографической школы царят творчество и дружелюбие. Педагоги и ребята готовы репетировать долгими часами, чтобы в идеале отточить каждое движение. Но главное – здесь неуклонно следуют традициям, заложенным ещё почти 30 лет назад Александром Павловичем. Трепетно хранят и воплощают в танце родную культуру. Пока существует ансамбль «Радуга», можно не сомневаться: танцевальное наследие Ставрополья и всей России не угаснет.
Добро пожаловать в танец

Комментарии ()