еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Четыре девочки и разведчик…

…Так обозначили два года назад российский киноноводел «А зори здесь тихие…», снятый режиссёром Ренатом Давлетьяровым и вышедший на российские экраны в 2015 году, две девушки, разговор которых я услышала в маршрутке. Они советовали друг другу посмотреть эту поделку, потому как она была широко разрекламирована на нашем ТВ.

Что меня удивило при их разговоре? Почему четыре девушки? Куда исчезла пятая? И при чём здесь какой-то разведчик?

Конечно, я понимаю, что роман Бориса Васильева не добрался до их сознания. От слова «НИКАК». Они о нём ничего не слышали и, конечно, не читали. И о советском фильме «А зори здесь тихие…» вряд ли знают…

Я не смогла смотреть до конца новые «Зори…». Меня хватило немногим более чем на 20 минут… Но могу сказать, что и этих минут было достаточно, чтобы испытать боль… Боль за поруганную память о подвигах тех боёв, которые в сводках Совинформбюро значились как бои «местного значения». Именно на этих сводках высоко и пронзительно поставил акцент Станислав Ростоцкий, снявший в 1972 году «Зори…»

Ведь почему не зацепил новодел? Почему провалилась всероссийская премьера фильма в отличие от всесоюзного триумфа «А зори здесь тихие…» Ростоцкого?

Да потому что некий режиссёр, скорее всего, решил срубить «капусту» на той теме, к которой не стОит прикасаться дилетантам или просто дельцам от киноиндустрии. Она слишком свята пока для наших людей. Живы ещё ветераны ВОВ, их дети, внуки и правнуки, которым негоже плевать в души! Кстати, бюджет провальной киноподелки составил более 200 млн рублей!

У Ростоцкого, как в романе, пять девочек! Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Галя Четвертак. И старшина Васков - никакой не разведчик.

Сам Станислав Ростоцкий воевал в ВОВ, получил тяжёлое ранение и лишился одной ноги. О войне знал не понаслышке. Вспомните кадры фильма, когда Васков приводит девчонок к болоту и инструктирует, как по нему идти, вручив каждой по слеге, объяснив Женьке Комельковой, что слега – это не дубинка, как она определила, а, можно сказать, личный разведчик и помощник в походе по трясине.

Меня потрясли воспоминания актрис, игравших в этом фильме…

Например, Ирина Шевчук, сыгравшая Риту Осянину, рассказала, что Ростоцкий придирчиво руководил съёмками на болоте. Стоя по пояс в трясине без одной ноги, он контролировал процесс. И не давал актрисам расслабиться. Более того, в вещмешки девчонок были положены не свёртки газет, как сейчас делается для гламурных блондинок-актрисок, а кирпичи. И кадры их прохода по болоту и дальнейшего краткосрочного отдыха выглядят очень достоверно!

Или воспоминания актрисы Елены Драпеко, сыгравшей Лизу Бричкину… Она была послана Васковым в расположение с заданием доложить об изменившейся обстановке… Выросшая в лесу, Лиза, торопясь выполнить задание, утонула в болоте…

Когда я смотрю кадры её гибели, наряду с болью задаюсь вопросом: как ЭТО снимали? Как удалось так достоверно-реально показать уход Лизы?

Об этом рассказала Елена. Было несколько дублей. Ростоцкому не нравилось: не было, на его взгляд, жуткости затягивания болотом девчонки. Драпеко привязали верёвками и страховали при погружении в омут смерти… И только на третий или четвёртый дубль режиссёру всё понравилось. Эпизод был снят! А уж сколько за эти дубли Елена наглоталась болотной жижи…

Екатерина Маркова, сыгравшая роль Гали Четвертак в советском фильме, рассказала: когда шли съёмки эпизода после болота и Галя на привале затемпературила, Васков, чтобы не было в строю гриппующего бойца, предложил девчонке выпить спирт и спать до утра. Галка отказалась. Но Васков настоял, и она выпила. Было несколько дублей с настоящим спиртом. Екатерина хорошо захмелела. Со смехом вспоминает, как Ростоцкий, увидев её неадекват, сказал съёмочной группе: «Отнесите эту пьяницу в кусты. Пусть проспится!» Конечно, он шутил. Но зато какие кадры вошли в фильм!

И ведь такими страхами, болью, патриотизмом, любовью был снят фильм, который до сих пор вне конкуренции дешёвым киноподелкам!

Когда Ростоцкий подбирал атёрский состав, он изначально не сделал ставки на известных киногероев того времени. Например, всем известно, что его любимым актёром был красавчик Вячеслав Тихонов, который прославил режиссёра в фильмах «Дело было в Пенькове» и позже в «Доживём до понедельника».

Ростоцкий, видимо, решил, что известные киноартисты замажут его фильм своей звёздностью. Ставка была на другое – потрясти души … Так мне кажется.

Поэтому на роль старшины Васкова был утверждён никому не известный актёр Андрей Мартынов. Более чистого честного русского солдата редко можно увидеть в нынешнем кино!

А что мы видим в новоделе? Кто у него Васков? Актёр Пётр Фёдоров, засветившийся в роли вора-рецидивиста Анатолия Бессонова по кличке Бес в фильме 2011 года выпуска «Охотники за бриллиантами». Фильм отличный, но зачем великолепно сыгранный Фёдоровым рецидивист Бес так подставил старшину Васкова? Что за изуверское издевательство над нашим зрителем?

Или Кристина Асмус, сыгравшая Галю Четвертак, отметившаяся на канале ТНТ в сериале «Интерны» в роли недалёкой интерновки Вари?

Нет, ребята! Как говорится, такие актёры и такие фильмы нам не нужны!

С наступающим Днём Победы!

Комментарии ()