еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Кавказ, тебе пишу (№ 3 (110) от 24 января 2012 г.)

16 января заслуженному художнику России Павлу Гречишкину исполнилось бы 90 лет. По картинам Гречишкина можно изучать красоту гор Северного Кавказа. Три года назад художник ушёл из жизни, оставив после себя богатейшее наследие.
В своё время Павел Гречишкин подарил Ставрополью около пятисот красочных пейзажей. Сейчас часть из них хранится в фондах музея-заповедника, другая часть представлена в галерее пейзажей художника. Недавно там прошёл вечер памяти, устроенный его друзьями и поклонниками творчества мастера.
– Найти что-то принципиально новое, какое-то открытие в творчестве Павла Моисеевича, к сожалению, уже невозможно, – говорит заведующая картинной галереей пейзажей Гречишкина Таисия Авдеева. – Особенность нашей экспозиции как раз в том, что она планировалась как постоянная, потому что ей занимался сам Павел Моисеевич. Основную экспозицию на протяжении трёх лет после смерти художника мы сохранили в первозданном виде.
Экспозиция включает те работы, которые мастер передал городу, и те работы, которое он посчитал лучшими для того, чтобы они представляли его творчество. Его главная тема – тема Кавказа. У художника есть работа «Кавказ Клухорского озера», над которой он трудился тридцать лет. Есть работы, которые он писал в 2003-м году, уже теряя зрение.
– Он звонил и говорил мне: «Я сегодня в Архызе», – продолжает Таисия Авдеева,– и я прекрасно понимала, что он приготовил холст, чтобы писать его. Писал он его практически а-ля прима. То есть ему не нужно было пользоваться дополнительным этюдным материалом. Хотя особая ценность нашей коллекции как раз и заключается в том, что мы обладаем большим этюдным материалом.
Мастера живописи оценивают работы Павла Моисеевича 2003-2005 года как в основном авторские реплики, так называемые повторения, но не копии. Это повторения на те работы, которые он писал, скажем, в середине 50-х годов. И ему захотелось их выставить.
– И вот три года они составляют нашу основную экспозицию, – отмечает Таисия Дмитриевна, – и на 90-летие Гречишкина мы решили не менять то, что сделано рукой мастера. Ставропольские художники всегда говорят: «Вот видна знаменитая нестыковка углов в рамах Павла Моисеевича!» Здесь же выставлены работы, которые не выставлялись ранее. Самая ранняя «Дождь. Татарка». Рамку из бука к этой работе сделал его отец. Мы также решили выставить его личный фонд: фотографии, дневники, рисунки, которые уже выставлялись, хотя и не были до этого в основном фонде. К юбилею мастера мы решили сделать выставку «Гречишкин в письмах и фотографиях».
Павел Гречишкин родился в 1922 году в селе Татарка Ставропольского края. Интерес к живописи проявился у него ещё в довоенное время. Впервые работы Гречишкина были показаны на второй краевой художественной выставке, организованной в краеведческом музее в 1939 году. В годы войны, даже находясь в действующей армии, он не расставался со своим увлечением. После демобилизации Павел Моисеевич целиком посветил себя живописи, отдав предпочтение пейзажу. В этом жанре его интересы довольно широки: от степей и предгорий Ставрополья, Кавказа, русского севера, берегов Волги и Байкала, до этюдов из Индии, Италии, Греции, Непала, Турции, Мексики, Японии, Египта.
Пейзажная живопись, раскрывая красоту окружающего нас мира, способствует не только воспитанию эстетических чувств, но и развивает в людях сознание ответственности за сохранение природы, что является частью важнейшей проблемы современности – защиты окружающей среды. Картины художника-пейзажиста, помимо эстетического наслаждения и большого объёма информации о прекрасном в самой природе, как бы предупреждают о невозместимости ущерба, который может нанести природе человек невзначай или в угоду своим практическим целям.
В 1953 году Павел Гречишкин выступил на художественной выставке РСФСР в Москве, и с тех пор более 50 самых различных выставок – краевых, зональных, республиканских – экспонировали его работы. Естественно и закономерно пришли к художнику широкое признание и популярность его творческой деятельности. Произведения П.М. Гречишкина можно встретить на Кубе, в Болгарии, в Венгрии и в других социалистических странах.
Немало произведений П.М. Гречишкина можно также встретить во дворцах и домах культуры, высших и средних учебных заведениях, в различных учреждениях и общественных организациях, в составе личных коллекций многочисленных любителей живописи (Ставропольский краеведческий музей.
Пейзажи Гречишкина, считают эксперты-искусствоведы, обладают редким качеством – захватывающей, неотразимой притягательностью. Мимо его произведений нельзя пройти равнодушно – они властно влекут к себе, захватывают внимание, пробуждая лучшие чувства человека. В картинах живописца подкупает непосредственность его впечатлений, острая наблюдательность, умение сосредоточиться на самом главном, самом существенном, характерном.
Многокрасочная палитра художника удивительно тонко передаёт самые разнообразные состояния природы. В пейзажах привлекает удачно взятый цвет, мелодичное, поразительно чистое звучание тонов и полутонов, тонкие, нежные цветовые отношения, смелые, решительные цветовые и световые контрасты. И это относится ко всем его работам в целом, независимо от избранных им ландшафтных мотивов. Художник вглядывается в природу влюблёнными глазами, он видит в ней совершенство, несравненную гармонию, источник радости, вдохновения и самопознания. Ему свойствен возвышенно-мажорный, торжественно-приподнятый, радостно-ликующий общий тон картины, ему веришь сразу, и он захватывает зрителя чарующей природной гармонией. Неиссякаемый жизненный оптимизм, чистая как родник искренность, несомненный талант и высокое исполнительское мастерство составляют основу притягательности его искусства.
Эти художественные качества присущи как всему творчеству в целом, так и той малой части, которая представлена альбомом «От Маныча до Кавказа». Серия пейзажей Ставрополья открывается картинами «Озеро Маныч», «Степь ковыльная», которые, как и другие, по своему образному строю перекликаются с лесными этюдами разных времён года, а также с высокогорными пейзажами Архыза и Теберды.
Именно столь понятная и словно «очеловеченная» картина развития природы вызывает у зрителей ответное чувство, пусть даже не всегда осознанное и не выраженное словами – чувство своего родства с природой. Кто хоть однажды видел полотна Гречишкина, тот навсегда запомнил неповторимую манеру мастера.
Данила КОТОВ

Комментарии ()