еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Время собирать камни?! (№ 3 (110) от 24 января 2012 г.)

Те или иные обстоятельства учат нас «не сдвигаться с места» – однажды занятая жизненная позиция оказывается очень удобной. Мы начинаем верить в незыблемость собственных придуманных и очень «уютных» для нас же самих принципов, превращаясь в камни. Холодный, непроницаемый, серый булыжник – вот чем в таких случаях становится человеческая душа.
Тогда так и хочется истошно выкрикнуть: люди, где ваши души, человечность, где любовь и страх? Жизнь, которую вы считали настоящей, сплошь – враньё, игра и позёрство. Близкие – чужие, посторонние вам люди. Мы стали как камни, неважно, большие или маленькие, разломленные пополам, обточенные водой, отсечённые от скал.
Мы разучились (или не умели?) жить без фальши и штампов. Перефразируя одного великого мыслителя, люди не только умирают в одиночестве, они в нём рождаются и живут. Люди – камни.
Фильм «Камень» о нас. Обо всех нас. Об одиночестве и злобе каждого, кто хоть раз остался один на один со своей неприглядной сущностью и познал потерю самого себя.
Несмотря на то, что сюжет картины довольно прост, само кино захватывает и держит в напряжении на протяжении всего хронометража. Герой фильма, в общем-то, пытается разобраться в очень простых вопросах: что такое хорошо, и что такое плохо. Существует ли на свете настоящая дружба? Способен ли он любить?
Вечная тема противостояния человека самому себе. Отсюда – озлобленность, традиционные нападки на весь мир, который он ненавидит и которому, считает, не нужен. Как и тысячи других людей, герой «сливается с серой массой», живёт бесцельно и бестолково, трепетно ожидая чего-то заветного, часа «икс». Сергей Светлаков убедительно и в чём-то неожиданно для зрителей играет маньяка, который похищает сына известного бизнесмена. Непривычное для него амплуа, уверена, заставило многих взглянуть на комика с другой стороны. Осознать тот факт, что «камнем» без эмоций и жалости может стать даже, простите за каламбур, светлый, весёлый и смешной Светлаков. Только за это – снимаем перед ним шляпу!
Вместе с тем моментами диалоги героев фильма кажутся немного затянутыми, оттого – надуманными. Очень жаль, но из-за этого теряется мрачный реализм фильма, его естественность. Зато постарались художник и оператор картины. В фильме очень много красивых видов, снятых с разных планов.
Библейский момент, который бы освежил кино, на мой взгляд, оказался недосказанным…
Несколько реальных цитат из Библии, безусловно, зарядили бы фильм особой энергией.
Как в фильмах Романа Полански. Вроде бы всё просто и понятно, но с каждым кадром и правильной фразой напряжение растёт и как будто впивается в тебя острыми когтями.
В «Камне» зритель невольно погружается в мрачную, тяжёлую психологическую атмосферу. Герой Светлакова «угнетает» самого себя, ставит слишком много вопросов, на которые нет чётких ответов. Своими монологами он заставляет задуматься о главном – смысле жизни, переоценить свои поступки и, возможно, принять РЕШЕНИЕ.
По ходу фильма зритель выясняет причины ненависти «Камня» на весь мир. У героя было почти «лагерное», очень тяжёлое детство. Прибавим к этому преподавателей, необоснованно злобных по отношению к нему, издевательства и пытки. Мальчик долгие годы таил обиду на всех и вся, «каменел» и вырос, чтобы доказать всему миру и прежде всего себе, что он сам способен «создавать» окружающую действительность и устанавливать правила.
Трудно определить жанр фильма. Это и настоящая человеческая драма, и психологический триллер с вопросом: «Кто я в этом мире, зачем живу?».
Общий эффект морального угнетения удалось передать через частые крупные планы лиц актёров. Их игра была настолько убедительна, что вызывала к героям то реальную ненависть, то сочувствие, то негодование, то отвращение. Кстати, весьма удачный ход режиссёра и кинооператора. И ещё один немаловажный факт, который порадует ставропольцев. Заместителем директора картины оказалась наша землячка Анастасия Дячкова.
Для Вячеслава Каминского (режиссёра картины) эта работа стала дебютной. В целом авторам фильма задумка удалась, напряжение «впиталось в кровь» и не покидало публику до конца просмотра. В череде русских триллеров – это заметное кино. В первую очередь, потому, что отличается качественной игрой актёров, простым, но в то же время необычным сюжетом. Теперь – наша очередь «собирать камни»…
Елена ДЁМИНА

Комментарии ()