еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

«Живая жизнь» Бродского (№ 1 (108) от 10 января 2012 г.)

Не воскресить гармонии и дара,
Поленьев треска, тёплого угара
В том очаге, что время разжигало.
Но есть очаг вневременный и та,
Есть оптика, что преломляет судьбы
До совпаденья слова  или сути
Иосиф Бродский
Он умер 28 января 1996 года, не дожив до конца столетия  четыре года – зловещего конца двадцатого века России. Этот век был особенно трагичен для русской поэзии. Блок, Мандельштам, Есенин, Маяковский, Ахматова, Цветаева, Пастернак…
Почти сорок лет Бродский вёл диалог со своим гениальным талантом, всегда заканчивая его словами, что лучше быть неудачником – демократом, чем кем-то значительным в деспотии, диктатуре. Его творчество – памятник стойкости позиции, отдельно взятого честного человека, отстаивающего свою личность. Он и в своей речи на вручении Нобелевской премии заявил, что всю жизнь старался быть именно таким человеком.
И хотя в его творчестве ещё в начале 60-годов ХХ века не было ничего антисоветского, правящая власть увидела чуждое ей миропонимание и поступила как с диссидентом – сослала его. Но суд над Бродским, при всей его бессмысленности и жестокости, не стал для других устрашающим беспощадным актом.
Ссылку Бродский отбывал в Коношском районе Архангельской области, в деревне Норенской (сегодня библиотека в посёлке Коноша носит имя Бродского). И даже местные крестьяне, далёкие от поэзии, смотрели на этого непонятно за что сосланного тихого человека с должным уважением и сочувствием, как на своего.
В письме из ссылки Бродский писал, как важно для человека быть независимым. «Нужно привыкнуть видеть картину в целом. Частностей без целого не существует».
В 1965 году Бродский был досрочно освобождён благодаря заступничеству Ахматовой, Маршака, Шостаковича и других деятелей искусства, под давлением широкой кампании возмущения как в СССР, так и за рубежом. Но по-прежнему ни один журнал и ни одно издательство не осмеливались его публиковать.
Выходом стала эмиграция. «Разбегаемся все, только смерть одна нас собирает. Значит, нет разлук, существует громадная встреча. Значит, кто-то нас вдруг в темноте обнимает за плечи».
«Для Бродского быть здесь и сейчас – значит знать, что и прошлое сидит в тебе, возврата к нему нет, нет и слова «потом», – пишет исследователь его творчества Эрнест Гуревич. – Ты обязан быть тем, что определено твоим даром и накопленным опытом. И Бродский каждой строкой показывает внешнее именно через своё внутреннее».
Говоря о нашем времени, где протекает трагедия века, Бродский отмечает, что «в настоящей трагедии гибнет не герой – гибнет хор». Так он сказал в Нобелевской речи.
Всё творчество Бродского – оружие художника в столкновении с суррогатами духовности. По словам Бориса Пастернака, вся его жизнь, «весь его образ мира, в слове явленный» стали не только примером для творческого человека, но и укором тем, кто не брезгует никакими способами для пробивания своих творений. И радуются власть имущие  этому суррогату духовности…
Выдающий русский философ Павел Флоренский выстраивал такую цепочку слов в разных языках: РОК-РЕЧЬ-СУД-УЧАСТЬ-СУДЬБА-ВРЕМЯ-ВЕК.
Это стало формулой жизни и творчества Иосифа Бродского.
Вячеслав ПЛЕТНЁВ

Комментарии ()