еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Шаг вперёд – два назад

В соответствии с курсом страны на укрепление государства Ставропольский край вступил в новую фазу своего развития. И для решения комплекса задач социально- экономического развития правительство Ставрополья, в первую очередь, должно видеть профессионально выстроенную стратегию своего развития. Многие регионы России уже имеют проработанные стратегии. Однако из них реализуются только единицы. О чём это говорит? Не о том ли, что, во-первых, для многих управленцев разработка стратегии стала просто модным направлением, во- вторых, непрофессионально разработанная стратегия, не имеющая сильных аналитических выкладок, неверно сформулированную миссию, а значит и неверно выбранный курс развития, напоминает декларативный документ, реализацию прописанных действий в котором просто невозможно осуществить. Правительству нашего края необходимо учесть этот фактор. Сегодня им принято решение о разработке стратегии социально- экономического развития каждого муниципального образования СК. Для того чтобы понять, насколько сложна поставленная задача, необходимо сначала разобраться, что же это за документ.

ПИОНЕР ЛЕРМОНТОВ

 Стратегия социально-экономического развития на основе интегрального анализа развития территории, экстраполяции сложившихся в прошлом тенденций в развитии экономики и социальной сферы на будущее, фрактального SWOT- анализа, миссии отражает способы и пути достижения поставленных целей, обозначает вектор развития, как генеральное движение вперёд. В стратегии прорабатываются этапы достижения поставленных главных целей, решения стоящих проблем, возможности приобретения конкурентных пре- имуществ, дополненных программой реальных действий.

Так как стратегия социально- экономического развития затрагивает интересы всего общества, то, соответственно, этот документ должен быть коллегиальным, он должен включить весь положительный опыт развития региона, учесть лучшие инновационные разработки, потенциал муниципального образования.

Одним из первых на территории Ставропольского края разработал собственную Стратегию город Лермонтов. Первому всегда быть и почётно и трудно, но, чтобы этот важный документ не получился чисто декларативным, руководству города необходимо было бы привлечь к его разработке опытных специалистов-практиков. Вот некоторые из проблем, решение которых требует дополнительной проработки.

 

АНАЛИТИКА

 Так, при наличии некоторых статистических цифр, аналитический материал, в т.ч. по функционирующему бизнесу, практически отсутствует, динамика объёмов производства и оказываемых услуг приведены в абсолютных выражениях, без учёта дисконтирования денежных потоков, что приводит к искажению результатов, а следовательно и выводов. Какая-либо исследовательская работа просто отсутствует. Перепутаны понятия целей и задач.

Одним из важнейших показателей является анализ потенциала территории муниципального образования: материальный, финансовый, трудовой, кадровый, инновационный, интеллектуальный, ресурсно-сырьевой, производственный, потребительский, технологический, инфраструктурный, институциональный, инвестиционный. Именно этот анализ ложится в основу будущего развития. Однако этот фундамент будущего развития не рассмотрен в работе вообще. Следовательно, в работе отсутствует серьёзное обоснование размещения тех или иных объектов. Например, по тексту регулярно идёт ссылка на имеющиеся минеральные источники, грязи. Каков резерв этих природных ресурсов, какого они качества, проводились ли исследования этих источников, спектра их применения – всё это вопросы, на которые ответа в стратегии нет.

Ещё одним из допущенных промахов является отсутствие анализа структуры земли, собственности движимого и недвижимого имущества, «зелёных площадок», но зато чётко прописан факт будущего перевода земель сельхозназначения и лесных массивов под строительство объектов! И это при декларации о соблюдении экологии города… Каково?

В документе постоянно идёт ссылка на проведённые маркетинговые исследования, но отсутствует элементарное обоснование, которое должно лечь в основу исследований: на какую аудиторию рассчитаны программы, в чём заключается стратегия продвижения создаваемого продукта (услуг), какова ёмкость рынка и его перспективы, и многое другое.

 

ЭКОЛОГИЯ

В Стратегии постоянно ссылаются на высокую экологию, но отсутствует информация, а что будет сделано для этого и за счёт каких средств?

 Например, в документе говорится о том, что реализация программ в области экологии «будет способствовать решению одной из наиболее важных проблем обеспечения радиационной безопасности населения города». Для этого предполагается временное переселение граждан в жилой фонд (которого пока нет), вырубка лесов («снятие ограничений на использование земель под сельскохозяйственные угодья, лесные насаждения под строительство…»). Вырубка лесов – что, это нужно для экологии?

Да и с переселением граждан не понятны механизмы реализации этой программы, в т.ч., источники её финансирования.

Под полигон планируется увеличить предоставленный участок земли до 20 га, что запрещено федеральным законодательством. А что же будет с минеральными источниками и самой экологией?

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Провозглашённая цель – «повышение качества жизни» имеет декларативный характер, т.к. отсутствует информация и анализ качества жизни населения города, отсутствуют показатели потребительской корзины, условий жизни, сравнительные характеристики с населением других городов КМВ, региона, РФ.

Отсутствует информация о количестве и качестве создаваемых рабочих мест, откуда будут приглашаться специалисты, если их и сейчас не хватает в городе, например, врачей? При обосновании этой проблемы ссылка идёт на отсутствие жилья. А после строительства жилья специалисты будут зарабатывать столько, что им хватит денег на его приобретение? Судя по итоговой таблице, уровень заработной платы будет выше, но не настолько, чтобы приобрести квартиры.

При пространном описании проектов отсутствует информация о социальных объектах. Вернее, она есть в итоговой таблице, но вызывает только недоумение. Так, в городе функционирует пять дневных школ, в которых учится 1,7 тысяч человек. К 2020 г. их будет уже шесть, где будут учиться 3,3 тысяч детей, т.е. что, за 10 лет на 1 000 га новых кварталов будет построена одна школа на 1600 учащихся?

 

КУРС РАЗВИТИЯ

В рамках развития города Лермонтова, при множестве декларативных идей отсутствуют данные о необходимых капитальных вложениях, необходимых мощностях инженерных коммуникаций с учётом имеющихся проблем в системе ЖКХ, планируется ли разработка соответствующих программ, каковы необходимые материальные и финансовые ресурсы для этого, источники финансирования, каковы возможные схемы реализации?

В работе предложен вариант подачи заявки в инвестиционный фонд на финансирование инженерных сетей. В дальнейшем этот вопрос уже рассматривается как факт свершённый. В работе продекларирована «особая экономическая зона». Но непонятно, какого уровня эта особая зона. Если федерального в соответствии с ФЗ № 116, то откуда финансирование, ведь решение об обозначении площадки на территории Ставропольского края на федеральном уровне уже принято? Если регионального, то в соответствии с какими нормативными документами она появится? Если местного, то почему эта зона будет называться особой?

В отношении создания ООО «КМВ-сити» только с правовой стороны возникает масса вопросов. Что, земля будет передана на праве собственности в общество с ограниченной ответственностью? Если да, то тогда найдётся ли тот инвестор, который будет вкладывать деньги в чужую собственность? Если нет, то каким образом ООО будет управлять чужой собственностью? И кто будет учредителем «КМВ-Сити», которому будут делегированы такие большие полномочия?

В Стратегии развития города Лермонтова отсутствуют чёткие формулировки самой стратегии, курса развития. Однако время ещё есть и хочется верить, что Лермонтов и в вопросе управления городом при осмыслении множества проблем займёт достойное место среди кавминводских курортов.

Комментарии ()